16:28
пятница,
19 апреля 2024 г.
13.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 июля 2009

Проспект советского периода

Один из самых нарядных проспектов Ярославля – проспект Ленина – возвращает нас к тем временам, когда просторные улицы застраивались домами-дворцами, а зеленые бульвары уводили прямиком в светлое будущее. Здесь когда-то оживали надежды «строителей коммунизма», здесь росли и работали поколения ярославцев, и эта шумная магистраль, словно крепкая нить, связывает нас c давним и недавним прошлым.Еще в начале XX столетия здесь проходил невысокий земляной вал, отмечавший пределы городской черты, и кварталы рабочей окраины утопали в зелени огородов. На ипподроме, что располагался в самом конце Ильинской (ныне Советской) улицы, собиралась азартная молодежь, а неподалеку, в Полушкиной роще, ярославцы устраивали пикники и гулянья. Со временем земляная насыпь утратила актуальность и была срыта, но улицу, протянувшуюся по линии бывшей границы от Волги до Всполья, еще долго величали городским валом. В эпоху первых пятилеток это гордое название не сходило со страниц ярославских газет: именно здесь началось сооружение резиноасбестового комбината (РАКа), ставшего крупнейшей городской стройкой.

Возведение промышленного гиганта, включавшего целый комплекс заводов, велось ускоренными темпами. В феврале 1929 года были заложены фундаменты первых корпусов комбината, и спустя четыре года состоялась приемка всех корпусов знаменитого предприятия, давшего первый в мире синтетический каучук и первый отечественный корд. Одновременно с возведением заводских корпусов осуществлялось строительство жилого комплекса для рабочих РАКа. Здесь, в районе Полушкиной рощи, «где поблизости река, парк и наиболее здоровое, возвышенное место», советские архитекторы предполагали построить новый «коммунальный город».

Поселок резинокомбината включал 14 одинаковых секционных жилых домов, возводимых по проекту архитектора Т.В. Покровского. Помимо традиционных трех­ и четырехкомнатных квартир здесь планировались 14-­комнатные коридорного типа. В каждой квартире имелись кухня, санузел и балкон. Однако если учесть, что все квартиры заселялись покомнатно, нетрудно сосчитать, сколько рабочих семей приходилось на один такой «хозблок». Маленькие размеры комнат – от 9 до 15 м2, ограничение подсобных площадей в домах поселка диктовались нехваткой средств на жилищное строительство и насаждавшейся в то время коллективизацией быта. В социалистическом городе индивидуальное жилье предоставлялось лишь для сна. Остальное время человек должен был посвящать труду на производстве и общественной работе. Идеологи советского градостроительства стремились максимально разгрузить рабочих от бремени хозяйственных забот. Кормить рабочих РАКа должна была фабрика­кухня, построенная в 1932 году. Это предприятие общепита – одно из крупнейших в СССР, производившее до 150 тысяч блюд в сутки, избавляло рабочих от необходимости готовить дома. Отсутствие ванных комнат в жилых домах призван был компенсировать банно­прачечный комбинат, открывшийся в 1934 году на улице Победы. В первых этажах жилых домов РАКа расположились магазины, столовая, отделение связи, рядом выросли несколько детских садов и яслей, школа ФЗО, больница, хлебопекарня.

Стержнем рабочего поселка выступала широкая магистраль с зеленым бульваром в центре. Новый проспект, призванный стать одной из главных улиц Ярославля, в 1934 году получил имя Отто Шмидта – подлинного героя эпохи. Гордостью проспекта стал рабочий клуб «Гигант», выстроенный к 1936 году по проекту И.И. Князева. Сейчас это здание – единственный в городе памятник советской архитектуры федерального значения – знакомо каждому ярославцу. Тем не менее, привычно называя «Гигантом» и двухэтажный клуб, и соседнюю площадь, многие не догадываются о происхождении этого звучного названия. Оказывается, свое имя клуб получил в честь первосортной автопокрышки «Гигант», выпускаемой с 1933 года на Ярославском шинном заводе.

Лаконичные фасады рабочего клуба, как и вся застройка жилого комплекса РАКа, воплощали идеалы конструктивизма, нередко именуемого «пролетарским стилем». Однако, едва поспевая за партийными директивами, социалистическое искусство круто меняло ориентиры. По ярославским улицам победоносно шагал «сталинский ампир», и советская архитектура должна была отражать величие и мощь советского государства.  Уже в 1935 году ярославская пресса отмечала, что строгий облик проспекта Шмидта «совершенно не отвечает принципам социалистического жилища. Монотонность домов, одинаковая этажность, аскетически гладкие поверхности стен делают вид проспекта унылым и неприглядным». Проект застройки был подвергнут доработке, и уходящая к Ярославлю-­Главному магистраль исправила идеологический имидж, не скупясь отныне на помпезные арки, монументальные колоннады и величественные, почти кремлевские башни. C 1957 года проспект сменил и свое название: в годовщину Октябрьской революции он получил имя В.И. Ленина. 

Год назад на бывшем городском валу появился новый персонаж – бронзовый городовой, творение Елены Пасхиной. Лукавый ярославец с бравыми усами охраняет и древнюю Романовскую заставу, и помолодевший проспект – наследие советской эпохи. Кто знает, какие перемены суждено увидеть этому «стражу города» в грядущем тысячелетии…

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать