20:00
четверг,
25 апреля 2024 г.
16.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 августа 2009

Жизнь как кинопленка

            Виктор Осипов – один из старейших читателей «Городских новостей». Начиная с самого первого номера, почти уже 20 лет каждую среду он внимательно читает свежий номер «ГН».  Виктор Вениаминович – человек увлекающийся, а предмет увлечения связан с движущимися картинками. Не с самим кино, как можно было бы подумать, а с кинотеатрами.            12 летних площадок, 6 стационарных           – Знаете ли вы, что Ярославская область – родина отечественной кинопленки? В Переславле-Залесском на реке Трубеж стоял химзавод, который, собственно, и занимался ее производством. Все первые советские фильмы двадцатых годов на нашей кинопленке выпускали, – рассказывает один из старейших подписчиков газеты. – Когда я был молодым, работал киномехаником, – поясняет истоки своего увлечения Виктор Вениаминович. – Я очень любил смотреть новые фильмы, да и сейчас стараюсь от случая к случаю посещать кинозалы.

          Сравнивая «те времена» и «сегодня», Виктор делает такой вывод: кино раньше имело большее значение, чем сегодня: кинотеатров в городе было больше, люди в большем количестве наполняли залы. А сейчас несмотря на то, что залы стали современными, как в «Родине» после ремонта или в «Рио», что на Московском проспекте, несмотря на то, что звук обрел объемное звучание, – народу на показ приходит не так много.

           Как рассказал Виктор Осипов, раньше в городе имелось двенадцать летних площадок и около шести стационарных кинотеатров. «Пионер» находился на территории Спасского монастыря. Судя по тому, что в нем не демонстрировались широкоэкранные фильмы, – это был один из старейших кинотеатров. Какой репертуар имелся? Исходя из самого названия «Пионер» – детский. В 60-е, будучи еще совсем мальчишкой, Витктор иногда хаживал в это место. Там же, где сегодня на Свердлова расположился театр «Арс», тоже в свое время имелся кинотеатр, на что указываает мемориальная доска, прибитая к стене. Имелись в Ярославле и такие кинотеатры, как «Мир» (на снимке), «Луч» и «Горн». Двухзальный «Родина» появился позже, зато функционирует и по сей день.
Наслаждались кино не только в кинотетарах, летних и стационарных. Скажем, клуб имени XVI партсъезда  устраивал показы прямо в здании церкви Петра и Павла, что на Красном Перекопе. Да и вообще, каждое уважающее себя предприятие имело свой дом культуры, в котором нередко демонстрировались фильмы: ДК нефтяников, ДК «Красный Перекоп», ДК моторостроителей, клуб «Париж­ская коммуна», клуб паровозоремонтного завода (ЯЭРЗ).

           От пленки к железке

           – Мой преподаватель выучился на киномеханика второй категории – это одна из высших категорий, которые раньше давали. Знакомство с ним состоялось, когда в 68­м он пришел к нам в школу и сделал объявление, что во Дворце пионеров организуется кружок юных кинодемонстраторов. Я и согласился, ведь само по себе дело освоить интересно, и в школе фильмы нужно демонстрировать. Тогда в школах часто ученикам прокручивали учебные фильмы. Многие бывшие ученики, наверное, помнят, как представители их школ, получив от учителей заказ, отправлялись в кинопрокат на Мукомольный, где брали нужные по школьной программе материалы, – вспоминает Виктор Осипов. – В общем, в 13 лет я в этот кружок записался, затем, спустя определенное время, в кинотеатре «Арс», где имелась своя приемная комиссия, я получил права помощника киномеханика. Стажировали меня в кинотеатре «Летний» на Красной площади, откуда я устроился киномехаником в ДК нефтяников.

             Работал Виктор Вениаминович в ДК совсем недолго – в армию призвали. Впрочем, на службе тоже показывать фильмы приходилось. А когда отслужил, то устроился в клуб «ЯРЗ» в киностудию «Юность». Правда, опять ненадолго – поманила железная дорога, и стал Виктор Осипов железнодорожником, машинистом электровоза.

            Трехмерные фильмы в семидесятые!

            Современный зритель привык считать, что объемное изображение – достижение именно последних лет. В среде молодежи бытует популярное заблуждение, что объем появился именно с изобретением компьютерной графики, то есть совсем недавно. Однако это не так.
– На сегодняшний день есть несколько систем такого кино. И если современный человек привык смотреть трехмерный фильм только с очками, то, скажем, лет 30 – 40 назад были свои хитрости, чтобы сразить зрителя, – рассказывает Виктор Вениаминович. – На растровый экран демонстрировался фильм, и, чтобы увидеть изображение выпуклым, зритель должен был весь показ сидеть в одной строго определенной позе под строго определенным углом. Дело это, конечно, трудоемкое – особенно для ребенка. Но фильмы такие были популярны. Затем система стала проще. И тогда такие фильмы стали демонстрироваться в нашем кинотеатре «Аврора»: надеваешь поляризационные светофильтры и… вот тебе объемное изображение. Некоторые эпизоды из тех фильмов до сих пор помню, например: как прямо на тебя бык несется и хочет раздавить! Пораженные зрители с замиранием сердца следили за каждым движениями животного и даже старались уклониться в сторону! В чем секрет такого кино? Фильм снимался на пленку 70 мм, и каждый кадр был разбит как бы на два практически идентичных друг другу изображения. Самые ранние из всех стереоскопических фильмов, которые мне наиболее запомнились, так это «Замурованные в стекле», и такие детские фильмы, как «Разноцветные камешки» и некоторые сказки.

             Киноиндустрия регулярно претерпевает изменения. Еще каких­то пару десятков лет назад фильм поступал в кинотеатр разбитым на «катушки» 300 метров каждая и, чтобы не прерывать сеанс, его приходилось прокручивать на сменяющих друг друга кинопроекторах. Теперь прогресс позволяет обходиться одной машинкой и одной «бобиной».

            Смешной, значит, по мне

            Откуда в советское время в кинотеатры поступали новые фильмы? Оказывается, из общего на всех кинопроката, не из того, что на Мукомольном стоял, а из того, что с улицы Зои Космодемьянской. В конце каждого месяца туда ходил представитель того или иного кинотеатра и расписывался за все взятые в целях проката фильмы. Если после кинопоказа в кинопрокате обнаруживали на выданной копии дефекты, то кинотеатр платил штрафные неустойки. Впрочем, зарабатывали и на другом.

           – Некоторый процент от выручки кинотеатры обязывались отдавать в кинопрокат, – рассказывает Виктор Вениаминович, – а вот с клубами и ДК все куда проще – никаких финансовых отчислений с нас не требовали.

           Сегодня Виктор Осипов ходит в кинотеатр не так часто, как ему хочется. То репертуар не подходит – хочется добрую кинокомедию глянуть, то время показа расходится с рабочей сменой, а иногда просто денег нет. Тем не менее, случается.

           На мушке у Виктора Вениаминовича новый «брагинский» кинотеатр, цель уже поставлена – насладиться трехмерным фильмом.

          – Хочу на мультфильм «Вверх» сходить, он, говорят, смешной – такой как я люблю.

Автор: Владислав КУКРЕШ

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать