04:01
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 сентября 2009

Первая «бизнес-­леди» Ярославля

Вот уже 17 лет в середине августа в Ярославле проводится фестиваль колокольной музыки «Преображение», и в руках мастеров вновь оживают старинные колокола. Эти глашатаи прошлого помнят немало славных страниц ярославской истории, ведь именно в нашем городе располагался известный на всю страну колокольный завод Оловянишниковых. От Хабаровска до Варшавы по «юбке» колоколов можно было прочесть фамилию ярославских литейщиков, а в Ярославле ее произносили не только с гордостью, но и с уважением. Немалая заслуга в том принадлежит незаурядной представительнице этого рода, почетной гражданке Ярославля – Евпраксии Георгиевне Оловянишниковой. 

Сама фамилия этой купеческой династии красноречиво свидетельствует о ее стаже и опыте в колокольном деле. В переписных книгах Ярославля начала XVIII века сохранилась запись о литейщике Осипе, который «делает оловянишное и сидит в лавке в овощном ряду». В середине XIX столетия купцы Оловянишниковы поставляли колокола на ведущие ярмарки страны, а к 1868 году товариществу «П.И. Оловянишников и сыновья» наряду с колокольным производством принадлежали свинцово­белильный завод (прародитель «Лакокраски»), шелковая мануфактура и фабрика церковной утвари. Не удивительно, что наследник столь солидного состояния Иван Порфирьевич Оловянишников взял в жены одну из красивейших и богатейших невест Ярославля – 18-­летнюю Евпраксию Горошкову. Венчание состоялось в церкви Святого Власия (в советские годы на ее месте была построена гостиница «Ярославль»). В новую жизнь молодых провожал самый большой колокол в истории Ярославля – знаменитый «Власий» весом более 16 тонн, отлитый для храма по заказу Оловянишниковых.

Умница Евпраксия с юных лет считала главным предназначением женщины чадолюбие и продолжение рода. Из десятерых рожденных ею детей двое умерли малютками, но остальные превзошли самые смелые чаяния матери. Все сыновья Евпраксии, получив коммерческое или техническое образование, добились немалых успехов: Порфирий и Иван преуспели в бизнесе, Виктор издавал в Москве религиозный журнал «Светильник», Николай создал колоссальный научный труд «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедший в 1907 году и до сих пор не теряющий актуальности. Верная жена и заботливая мать, Евпраксия Георгиевна великолепно справлялась и с ведением хозяйства – и ярославский, и московский дома Оловянишниковых славились хлебосольем и гостеприимством. Однако внезапно на 30­-м году брака Евпраксия, потеряв мужа, вынуждена была выступить в новом для себя амплуа и принять бразды правления огромной компанией. Забота о детях, уважение к семейным традициям и неиссякаемая энергия помогли ей блестяще справиться с этой задачей. Преобразовав товарищество в акционерное общество на паях, вдова значительно расширила производство. При ней оловянишниковские колокола приобрели мировую известность и награды международных выставок, а свинцово­белильный завод вышел в лидеры общероссийского масштаба. Обладая поистине незаурядным вкусом, Евпраксия Георгиевна привлекла к работе на фирме выдающегося художника Сергея Вашкова. По его эскизам на оловянишниковской фабрике церковной утвари изготовлялись подлинные шедевры в актуальном стиле «модерн» – роскошные облачения с авторским орнаментом, церковные принадлежности, мебель. Рачительной хозяйкой и заботливой матерью Евпраксия оставалась и для подчиненных. Рабочие заводов товарищества Оловянишниковых были самыми высокооплачиваемыми в Ярославле. Известен случай, когда мастер колокололитейного цеха за несколько лет сумел скопить сумму, достаточную для строительства храма в родном селе.

Значительная доля прибыли перечислялась Оловянишниковыми на благотворительные цели. На средства этой семьи была создана богадельня при Власьевской церкви, а малоимущим ярославским гимназисткам выплачивалась cтипендия имени Шуры Оловянишниковой, умершей во младенчестве. В 1906 году Евпраксия Георгиевна предоставила в дар городу каменный дом на Пошехонской улице близ Городского вала (ныне ул. Володарского, район «Гиганта»). По инициативе вдовы была создана первая в Ярославле детская больница. Одной из коек здесь официально было присвоено имя Е.Г. Оловянишниковой, и все дети, получавшие эту кровать, содержались и лечились за счет благотворительницы. Уже за первый год существования это «благодетельнейшее учреждение» принесло ощутимую пользу городу, и Дума постановила присвоить Евпраксии Георгиевне звание почетной гражданки г. Ярославля.

Помогала эта удивительная женщина всем – родственникам и знакомым, церквям и монастырям, художникам, студентам, беженцам и раненым солдатам… Щедрость души Евпраксии Оловянишниковой может сравниться, пожалуй, лишь с ее целеустремленностью. Более всего она ценила в людях серьезность, основательность и твердость. Поэт Леонид Пастернак, бывший в те годы репетитором у внука Евпраксии Георгиевны, оставил нам меткий портрет этой необычной «бизнес-­леди»: «M­-me Оловянишникова, сдержанная, полная чувства собственного достоинства, набожная дама, хоть и седая, но бодрая… очень симпатичная…» Казалось, будущее колокольной династии в надежных руках. Однако даже дальновидной женщине не дано было предугадать, что очень скоро сменившаяся власть выделит для «почетных граждан города» лишь сырой подвал, а потомкам щедрых меценатов закроют доступ в высшие учебные заведения. Евпраксии Георгиевне сполна пришлось познать испытания революционного времени, но вплоть до самой смерти она поддерживала близких, преданно хранила семейные традиции. Решительная, деятельная, отзывчивая, Евпраксия Оловянишникова надолго осталась в памяти Ярославля. Стерлись из истории лица и имена, но колокольный звон по­прежнему звучит над суетой большого города. Кто знает – не об этой ли судьбе нам рассказывают голоса из прошлого?

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать