19:16 Воскресенье, 17 Ноября 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Ярославское узорочье

31 Марта 2010
Редкого гостя красавец Ярославль оставляет равнодушным, и посетители с восторгом отмечают особый, ни с чем не сравнимый колорит города и то удивительное обаяние, которым дышат наши старинные улочки. Пожалуй, одним из самых ярких штрихов в самобытном облике Ярославля стали нарядные изразцы, пестрым ковром украшающие средневековые храмы. Именно они на долгие столетия определили стиль и задор здешней архитектуры, и стоит хоть раз всмотреться в эти затейливые орнаменты, ощутить под рукой закаленную веками глину, чтобы навсегда влюбиться в восхитительное ярославское узорочье.Изразцы – декоративные керамические плитки – появились на Руси еще в X – XI веках, но расцвет изразцового дела пришелся на XVII столетие. Техника изразца была известна во многих российских городах, но именно ярославские мастера прочно удерживали в этом ремесле почетное второе место, разумеется, после столичных коллег. Разнообразные по рисунку и размерам плитки формировались из красной глины в специальных деревянных колодках, подвергались сушке, а затем обжигу. Первоначально терракотовые изразцы использовались для облицовки печей, превращая домашний очаг в уникальное произведение искусства. Однако с середины XVII века этот модный элемент декора вышел на сцену русской архитектуры в ином амплуа. Первооткрывателями новых возможностей изразца в Ярославле стали купцы Гурьевы, проложившие торговые пути к восточным и индийским землям. Именно роскошные мечети Бухары и Самарканда, щедро украшенные керамикой и арабской вязью, послужили прообразом новой архитектурной моды. Церковь Рождества Христова, выстроенную ими на волжском берегу, украсил керамический фриз с храмозданной надписью, а на барабанах глав, опорах крыльца и апсидах засверкали изразцы, да не простые, а «муравленные», то есть политые зеленой свинцовой глазурью цвета травы­муравы. Поливные изразцы настолько полюбились ярославцам, что практически все храмы, возводимые на средства местных богачей, оделись в яркий цветной наряд. А поскольку каждый купец стремился перещеголять другого, за выдумкой и умением дело не стало. Уже спустя несколько лет ярославские изразцы стали еще краше – они получили пятицветный орнамент. Помимо зеленой поливы мастера использовали синюю, желтую, белую краски и прозрачную глазурь, раскрывавшую после обжига красный цвет основы.

Требуя от мастера не только умения, но и вдохновения, изразцы становились не просто декоративными элементами в убранстве зданий, а настоящими шедеврами народного искусства. В замысловатой символике – поэзии русской души, в многоцветии узоров – неиссякаемая любовь к своему делу. Диковинные растения и животные, фряжские (то есть заморские, южные) ягоды и фрукты, вплетаясь в орнамент, воплощали народные сказания, поверья и чаяния. Каждый сюжет здесь имел свое значение: грифон олицетворял надежную защиту, единорог – процветание, соловей – молодость, птица Сирин – материнство, а райская птичка – мечту о светлом будущем. Самым распространенным орнаментом был цветок – розетка из 6, 8 и даже 12 лепестков, символизировавший благополучие. Стоит ли объяснять, почему этот мотив был так любим в купеческом Ярославле?

Изразцовые орнаменты стали отличительной чертой знаменитых ярославских храмов, и каждый был великолепен по­своему. Лучшие в округе изразцы создавали мастера из Коровницкой слободы. Наличие месторождений глины в ее окрестностях способствовало развитию кирпичного и гончарного производства, и в XVIII веке здесь существовало уже 3 изразцовых завода. В украшении коровницкой церкви Иоанна Златоуста, возведенной в 1649 – 1654 годах, наши керамисты превзошли самих себя. Изразцовые фризы и знаменитый наличник апсиды величавого храма, составленный из безукоризненно подобранных фигурных плиток, на века прославили талант безвестных мастеров, по сей день вызывая восхищение у знатоков средневекового русского искусства.

Непревзойденный по красоте изразцовый ковер покрыл притворы Николомокринского храмового ансамбля, что на Которосльной набережной. В кладке стены практически не осталось ни пяди, оставленной без внимания, и, поверьте, среди сотни ярких соцветий не найти даже пары близнецов. Шедевром ярославского изразцового искусства стала и Богоявленская церковь, выстроенная у Московского тракта словно на зависть столичным гостям. Не случайно эту красавицу величали ярославской невестой. Ее роскошный наряд напоминает красный сарафан, богато украшенный вышивкой, – именно так в те далекие времена наряжались русские девушки в самый важный день своей жизни.

В петровскую эпоху изразцы продолжали использовать в интерьерах, однако печи­голландки украшали на европейский лад – пасторальными сценами в сине­белой гамме. Тем не менее в Ярославле, бережно хранившем старые традиции, пестрые изразцовые соцветия распускались и в XIX веке – в ограде церкви Ильи Пророка, фасадах часовни Александра Невского. Да и сегодня пятицветный колорит ярославского изразца по­прежнему остается одним из ярчайших штрихов к портрету города. Огромная роль в этом принадлежит замечательному мастеру­реставратору Алексею Егорову, еще в советские годы начавшему работу по реконструкции изразцового декора ярославских храмов. Тысячи пробных обжигов, сотни рецептов поливы шаг за шагом приближали мастера к разгадке секретов старинного промысла. Ярославский керамист на долгие годы стал единственным в Союзе специалистом по восстановлению древних изразцов. Даже внимательному взгляду трудно отличить изразец XVII века от работ Егорова. Знаменитый виолончелист Ростропович, получив в подарок егоровский изразец, восхитился: «У вас в Ярославле живет гений!» Таким и был Алексей Егоров – терпеливым реставратором, преданным своему делу, искусным химиком и талантливым художником, поворачивавшим время вспять, возвращавшим древнему городу задорную красоту юности.

Школа Егорова известна ныне далеко за пределами Ярославля, а современные изразцы­сувениры, точь­в­точь повторяющие старинные орнаменты, вновь и вновь отправляются в путешествие по России. И возможно, волшебный грифон, изображенный на ярославских изразцах, сохранит и защитит от забвения уникальное наследие нашего прошлого.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Последний советский «губернатор» Из истории  Последний советский «губернатор» 04.09.2014 В нынешнем году звания «Почетный гражданин города Ярославля» был удостоен Владимир Андреевич Ковалев. Он стал двенадцатым ярославцем, кому это высокое звание было присвоено после распада СССР. Владимир Андреевич – личность уникальная, человек интереснейшей судьбы. Для Ярославля и области он в свое время сделал немало, поэтому авторитет Ковалева заслужен и непререкаем. Из истории  Польша становится ближе 11.05.2010 Существует обывательское мнение, что мировые события, о которых говорят по телевизору, слишком далеки от нас, чтобы воспринимать их серьезно. Однако Ярославль – город старый, за долгие годы у нас хорошо наладились связи не только с ближайшими соседями – Костромой и Владимиром. Так, гибель в апреле далекого от нас польского президента вполне может сказаться и на истории нашего города. Подробности своей поездки в Польшу, тонкости взаимоотношений между польской и русской наукой, детали совместных проектов с привязкой к грядущему тысячелетию – об этом рассказал ректор ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Владимир АФАНАСЬЕВ.
Реклама.

Вы можете разместить вашу рекламу на сайте или в газете.
Подробнее.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: