29 июня 2016
Автопробегом от Ярославля до Сочи
90 лет назад в конце июня – начале июля состоялся первый испытательный пробег с участием ярославских автомобилей. История ярославского автопрома уникальна, но мало изучена и практически не известна широкому кругу читателей, поэтому рады представить статью доктора исторических наук, профессора ЯрГУ Виктории МАРАСАНОВОЙ и аспиранта ЯрГУ Ивана СОЗИНОВА, написанную специально для нашей газеты. Виктория Михайловна Марасанова также является председателем ВООПиК, и кроме того, оба автора статьи – члены Ярославского областного отделения Русского географического общества.
100 лет назад – 20 октября 1916 года – в Ярославле был создан «Автомобильный завод акционерного общества В.А. Лебедева». После революции 1917 года ЯГАЗ, ЯМЗ, а ныне ОАО «Ярославский моторный завод» входит в группу ГАЗ. В условиях Первой мировой войны завод Лебедева не успел начать выпуск продукции. Вообще в годы войны в России началось строительство шести автомобильных заводов, включая ярославский: завод АМО – Автомобильного московского общества, в дальнейшем ЗИЛ в Москве, «Автомобильный завод РБВЗ», или Русско-Балтийский автомобильный завод в Филях, «Русский Рено» в Рыбинске – ныне НПО «Сатурн», «Аксай» в Ростове-на-Дону, «Бекос» в Мытищах. Как видим, из шести новых заводов два находились в Ярославском крае – в Ярославле и Рыбинске. И они работают до сих пор!
С 1926 года ярославцы стали организаторами собственных и участниками общероссийских автопробегов. Их проводили по производственной необходимости для испытания моторов и шин. Кроме того, автопробеги демонстрировали достижения советской промышленности. Во всех населенных пунктах, через которые проходили колонны автомашин, каждый автопробег всегда становился большим и по-настоящему радостным событием.
Первый отечественный грузовик был собран в Москве на заводе АМО в 1924 году. В 20-е годы XX века Ярославский автомобильный завод (с 1926 года ЯГАЗ – Ярославский государственный автомобильный завод) стал второй после завода АМО экспериментальной базой для создания образцов новой техники. Наряду с производством автомобилей он освоил выпуск двухэтажных троллейбусов, автобусов, большегрузных самосвалов, тягачей. Первый грузовик Я-3 был показан в Ярославле на праздничной демонстрации 7 ноября 1925 года. Выпустили две машины, которые успешно прошли испытательные пробеги: одна до Ростова Великого, вторая – до Москвы.
Первый испытательный пробег с участием ярославских автомобилей состоялся в июне – июле 1926 года по маршруту Ярославль – Подольск – Малоярославец – Рославль – Смоленск – Витебск – Псков – Луга – Ленинград – Новгород – Тверь – Москва – Ярославль. В пробеге 1926 года участвовали две машины – 3,5-тонные автомашины Я-3. Первую вел главный конструктор В.В. Данилов, вторую – Н.К. Горчаков. Несмотря на плохое качество дорог, преимущественно грунтовых, автомобили показали среднюю скорость 25 километров в час, и обе машины прошли все 2726 км без поломок. За следующий хозяйственный год в Ярославле было выпущено 120 таких автомашин.
В 1933 году на заводе был создан первый опытный дизель для пятитонки Я-5 (пятитонного грузовика) – «Коджу» (сокращение от Коба Джугашвили – сочетание псевдонима и настоящей фамилии Сталина). Дизель состоял из 400 деталей и имел мощность 90 л.с. 15 ноября 1933 года «Коджу» подвергся первому испытанию – пробегу из Ярославля в Москву и обратно. В нем участвовали 10 грузовиков: шесть дизельных (два с «Коджу», четыре с иностранными дизелями) и четыре бензиновых. «Коджу» показали себя лучше остальных.
В 2016 году исполняется 80 лет ярославскому автопробегу 1936 года. Он проходил с 6 сентября по 4 ноября 1936 года. Целью пробега являлось испытание выпущенных Резино-асбестовым комбинатом (РАК, затем Ярославский шинный завод) новых покрышек и камер из разных сортов синтетического каучука. Протяженность пути составила более 10 тысяч километров по шоссейным и грунтовым дорогам от Москвы до Сочи и Тбилиси. Продолжительность пробега – 59 дней.
Командором пробега стал Александр Максимович Мирецкий (бывший командир Каракумского пробега 1933 г.). Вице-командор и одновременно спецкор газеты «Северный рабочий» – М.Ф. Емельянов, начальник первого ГАИ в Ярославле, участник различных авто-,мото- и аэросанных пробегов, Римма Яковлевна Бар – политрук и единственная женщина среди участников пробега, Комаров – профорг, Серебренников – вице-командор по административно-хозяйственной части. С.Л. Левин – руководитель технической комиссии автопробега (начальник экспериментального отдела на Ярославском шинном заводе). В пробеге участвовали инженеры и техники, которые должны были определить лучший сорт резины. Всего в автопробег отправились 57 человек. В Сочи ярославцы побывали в гостях у писателя Николая Островского и подарили ему необычный букет – розы из красного синтетического каучука. Делегация также передала писателю комплект из пяти автокамер и покрышку М-1 для его машины – «эмки».
Автопробег 1936 года стал одним из самых длительных в истории ярославских автопробегов. Его участники проехали от Ярославля до западных границ СССР, увидели Кавказские горы, Черноморское побережье Кавказа и республики Закавказья. Ярославцы также участвовали в Каракумском пробеге 1933 г., международном пробеге-соревновании дизелей 1934 г., Первом Всесоюзном женском автопробеге 1936 г.
И автопробеги – это не только машины, шины и километры; каждый пробег по проблемным дорогам на новых образцах отечественной автомобильной промышленности был испытанием для их участников. Техника часто ломалась и выходила из строя, а люди преодолевали трудности с выносливостью, достойной памяти и уважения.
С 1926 года ярославцы стали организаторами собственных и участниками общероссийских автопробегов. Их проводили по производственной необходимости для испытания моторов и шин. Кроме того, автопробеги демонстрировали достижения советской промышленности. Во всех населенных пунктах, через которые проходили колонны автомашин, каждый автопробег всегда становился большим и по-настоящему радостным событием.
Первый отечественный грузовик был собран в Москве на заводе АМО в 1924 году. В 20-е годы XX века Ярославский автомобильный завод (с 1926 года ЯГАЗ – Ярославский государственный автомобильный завод) стал второй после завода АМО экспериментальной базой для создания образцов новой техники. Наряду с производством автомобилей он освоил выпуск двухэтажных троллейбусов, автобусов, большегрузных самосвалов, тягачей. Первый грузовик Я-3 был показан в Ярославле на праздничной демонстрации 7 ноября 1925 года. Выпустили две машины, которые успешно прошли испытательные пробеги: одна до Ростова Великого, вторая – до Москвы.
Первый испытательный пробег с участием ярославских автомобилей состоялся в июне – июле 1926 года по маршруту Ярославль – Подольск – Малоярославец – Рославль – Смоленск – Витебск – Псков – Луга – Ленинград – Новгород – Тверь – Москва – Ярославль. В пробеге 1926 года участвовали две машины – 3,5-тонные автомашины Я-3. Первую вел главный конструктор В.В. Данилов, вторую – Н.К. Горчаков. Несмотря на плохое качество дорог, преимущественно грунтовых, автомобили показали среднюю скорость 25 километров в час, и обе машины прошли все 2726 км без поломок. За следующий хозяйственный год в Ярославле было выпущено 120 таких автомашин.
В 1933 году на заводе был создан первый опытный дизель для пятитонки Я-5 (пятитонного грузовика) – «Коджу» (сокращение от Коба Джугашвили – сочетание псевдонима и настоящей фамилии Сталина). Дизель состоял из 400 деталей и имел мощность 90 л.с. 15 ноября 1933 года «Коджу» подвергся первому испытанию – пробегу из Ярославля в Москву и обратно. В нем участвовали 10 грузовиков: шесть дизельных (два с «Коджу», четыре с иностранными дизелями) и четыре бензиновых. «Коджу» показали себя лучше остальных.
В 2016 году исполняется 80 лет ярославскому автопробегу 1936 года. Он проходил с 6 сентября по 4 ноября 1936 года. Целью пробега являлось испытание выпущенных Резино-асбестовым комбинатом (РАК, затем Ярославский шинный завод) новых покрышек и камер из разных сортов синтетического каучука. Протяженность пути составила более 10 тысяч километров по шоссейным и грунтовым дорогам от Москвы до Сочи и Тбилиси. Продолжительность пробега – 59 дней.
Командором пробега стал Александр Максимович Мирецкий (бывший командир Каракумского пробега 1933 г.). Вице-командор и одновременно спецкор газеты «Северный рабочий» – М.Ф. Емельянов, начальник первого ГАИ в Ярославле, участник различных авто-,мото- и аэросанных пробегов, Римма Яковлевна Бар – политрук и единственная женщина среди участников пробега, Комаров – профорг, Серебренников – вице-командор по административно-хозяйственной части. С.Л. Левин – руководитель технической комиссии автопробега (начальник экспериментального отдела на Ярославском шинном заводе). В пробеге участвовали инженеры и техники, которые должны были определить лучший сорт резины. Всего в автопробег отправились 57 человек. В Сочи ярославцы побывали в гостях у писателя Николая Островского и подарили ему необычный букет – розы из красного синтетического каучука. Делегация также передала писателю комплект из пяти автокамер и покрышку М-1 для его машины – «эмки».
Автопробег 1936 года стал одним из самых длительных в истории ярославских автопробегов. Его участники проехали от Ярославля до западных границ СССР, увидели Кавказские горы, Черноморское побережье Кавказа и республики Закавказья. Ярославцы также участвовали в Каракумском пробеге 1933 г., международном пробеге-соревновании дизелей 1934 г., Первом Всесоюзном женском автопробеге 1936 г.
И автопробеги – это не только машины, шины и километры; каждый пробег по проблемным дорогам на новых образцах отечественной автомобильной промышленности был испытанием для их участников. Техника часто ломалась и выходила из строя, а люди преодолевали трудности с выносливостью, достойной памяти и уважения.
Другие новости раздела «Из истории»
Из истории
19 февраля 2014
Ярославская Масленица Владимира Гиляровского
Из истории
13 апреля 2016
Купцы Лопатины трижды возглавляли думу
Свежий номер
Из истории
07 марта 2017
Назвал город своим именем
Из истории
30 декабря 2015
Особенности монастырской трапезы
Из истории
16 марта 2016
В каждой мимолетности вижу я миры
Свежий номер
Из истории
14 декабря 2016
Чудотворец Николай в ярославских храмах
Комментарии