15:16
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 ноября 2014

… И непосильный труд, и слово «надо!»

«Городские новости» возвращаются к серии публикаций к 70­летию Победы  нашей страны в Великой Отечественной войне. Сегодня мы продолжаем рассказ о том, какую продукцию выпускали промышленные предприятия, как самоотверженно трудились ярославцы, внося неоценимый вклад в разгром фашистских войск.

Эксклюзивные шины

В начале войны ярославский шинный – единственный работающий шинный завод страны. Он оперативно наладил производство шин для авиации, артиллерии, танков, военных автомобилей, включая американские «студебеккеры» и «паккарды». За годы войны ярославский шинный произвел столько продукции, что ее хватило на 800 танковых, 3200 артиллерийских и 14 тысяч авиационных полков.

– Главным конструктором  шинного завода с 1940 по 1944 год был Павел Антонович Шаркевич. Именно под его руководством разработан  новый принцип построения шины с протектором повышенной проходимости, – рассказывает директор музея истории шинного завода Ольга Кокорнова. – Для этого на покрышках сделали рисунок из отдельных шашек –  типа «расчлененная елка». В результате улучшилась боковая устойчивость автомобиля на поворотах. Подобное ранее не применялось в мировой практике.
«Ноу-хау» завода военного времени – шины для артиллерийских систем с губчатым наполнителем. Мощные артиллерийские системы требовали от таких шин  повышенной грузоподъемности. Этого можно было  достичь за счет более прочного корда. Для его изготовления впервые в отечественной практике был разработан метод мокрого кручения нитей корда и в июне 1943 года изготовлена крупная партия шин с удвоенной грузоподъемностью, что обеспечило участие в Курской битве мощной артиллерийской системы.
Еще одним достижением ярославцев в годы войны стало создание высококачественных  двухполосных легковых шин  для правительственных бронированных  автомобилей ЗИС-101, которые использовались Ставкой Верховного Главнокомандования и Генеральным штабом армии.

Свой вклад внесли ярославские шинники и в создание лучшего танка Второй мировой войны – знаменитого Т-34. В начале войны поступали жалобы на низкую ходимость резиновых катков на танке. Чтобы снизить  деформацию массивной шины, в средней ее части были ликвидированы воздушные полости и применена более теплостойкая резина. Качество реконструированного катка оказалось значительно выше, чем у немецких танков.

После смены – субботник
Немецкое командование хорошо осознавало огромную роль завода в оборонном комплексе СССР. В 1943 году вражеская авиация дважды его бомбила. Крупный налет произошел в ночь с 9 на 10 июня. Во время налета погибли 40 человек. Картина разрушений была ужасной. Из семи заводских корпусов уцелел лишь один. Во время второго налета сгорели почти все склады. Высказывались сомнения в возможности восстановления завода. Но оно было необходимо, и по приказу Сталина к восстановлению  привлекли 12 тысяч человек – шинников, солдат Красной Армии, колхозников Ярославской и Ивановской областей. В невероятно короткий срок, через 10 дней, завод вновь начал  давать фронту необходимую продукцию, а через 100 дней было восстановлено все производство.

Из воспоминаний Закатновой (Матановой) Лидии Александровны: «После вражеского налета было разрушено очень много цехов и даже бараки вблизи завода. Нас, молодых девчонок, отправили в Тутаев на кирпичный завод. Там мы грузили кирпич на машину, затем перевозили его на тележках  по трапу на баржу. Это был тяжелый труд.  Случалось, вместе с тележкой падали в холодную воду. Жили мы на барже, пока не нагрузили ее полностью. Прибыли на завод, а там над корпусом «А» вывесили плакат – «Мы восстановим тебя, родной завод». Я стала работать контролером по разбраковке и комплектованию катков для танков. Трудились по 12 и более часов, иногда даже не уходили домой, спали в теплых катках».
– Засорились траншеи в цехах,  – вспоминала Нина Елизаровна Кондратьева, – а грязь могла пагубно сказаться на технологическом процессе и привести к авариям. Комитет комсомола решил провести субботник.  Секретарь Маруся Воротынцева сказала мне, что у нее не поворачивается язык сообщить ночной смене о субботнике, ведь девушки отработали по 14 часов. И я пошла к ним сама. Посочувствовала их усталости, спросила, как быть. Ответ прозвучал незамедлительно: «Раз надо, значит, надо». И дружно, с задором девушки включились в работу. Траншеи были очищены от грязи.
– Стиснув зубы, напрягая все силы, думая о воюющих мужьях, братьях и отцах, трудились женщины на самых тяжелых участках работы, – вспоминала Августа Ионовна Овсова. – По нескольку дней не уходили домой директор завода Петр Федорович Баденков и его заместитель Владимир Михайлович Волков. Победители заводского соцсоревнования награждались ценными подарками – часами, отрезами на платья, костюмами. Помню, как мне на общем собрании вручили нарядное вишневое платье из шелкового маркизета. Я до сих пор берегу его как память.  

Малютки с «Красного маяка»
Шел третий год страшной войны, обеими сторонами велась подготовка к одному из ключевых сражений Второй мировой войны – битве на Курской дуге. Немецкое командование возлагало большие надежды на новую бронетехнику – танки «тигр» и «пантера», САУ «Фердинанд». Готовилась к битве и советская сторона.
Немецкие и советские танкисты к третьему году войны привыкли к относительно низкой эффективности бомбоштурмовых ударов авиации. Но вот в середине 1942 года известный разработчик взрывателей Иван Ларионов предложил конструкцию легкой противотанковой авиабомбы кумулятивного действия. Полевые испытания показали, что броня толщиной до 60 миллиметров надежно пробивается при весе бомбы в 2,5 килограмма! Для сравнения: толщина крыши «тигра» – 28 миллиметров, «пантеры» – 16.
Заказ на выпуск этих бомб-малюток выполняли более 150 предприятий. Ярославский завод «Красный маяк» изготавливал корпуса. Впервые новинку применили 5 июля 1943 года на Курской дуге. Чудо-оружие оказалось настолько эффективным, что начался его массовый выпуск. Уже к концу июля «Красный маяк» изготовил 60 тысяч корпусов, а в августе – 200 тысяч и продолжал наращивать их выпуск.
На Курской дуге было уничтожено более 1500 танков. Наша авиация обрушила на «тигры» и «пантеры» 500 тысяч мини-бомб. Весомый вклад в разгром врага внес и ярославский «Красный маяк».

Секретное клеймо
Ярославцы участвовали и в производстве легендарных «Катюш». Основные детали к этому грозному оружию, наводившему ужас на немцев, изготавливали на автомобильном (моторном) заводе. Ассортимент военной продукции этого крупнейшего предприятия был внушительный – корпуса осколочных и бронебойных снарядов для зенитных и противотанковых орудий, основные детали для гвардейских реактивных минометов, узлы и детали для танков, а также снаряды, зажигательные авиабомбы, корпуса гранат, взрыватели для мин, осколочные гранаты, ППШ, узлы и детали для танков.  Кроме того, грузовые полуторные и трехтонные самосвалы, а с 1943 года – артиллерийские тягачи. Изготовление деталей к «Катюшам» было строго засекречено. Из воспоминаний Ю. Трыкова: «В 1942 году 15-летним парнишкой работал я на автомобильном заводе. Тогда и довелось мне участвовать в выпуске необычных деталей. Их я проверял, измерял и затем ставил клеймо «К». Я догадывался, да и рабочие говорили, что это части для реактивного снаряда РС. И все же то, что на ярославском автозаводе выпускались части для «Катюш», оставалось лишь предположением».
Лишь спустя много лет бывший директор завода Андриан Никаноров в своих воспоминаниях рассекретил детали с клеймом «К».

Ватник – одежда победителей     

Ярославские предприятия легкой промышленности обеспечивали армию обмундированием. Только за четвертый квартал 1942 года они сшили более 117 тысяч гимнастерок, 15 тысяч ватных курток, 31,2 тысячи маскировочных костюмов, 50 тысяч пилоток, 21,2 тысячи палаток, а также сотни тысяч комплектов белья, портянок, рукавиц, погон, патронташей, противогазов. Обувная фабрика «Североход» выпускала обувь для армии, военные палатки, фабрика «Упорный труд» – валяную обувь, кожевенный завод – хром для обуви, армейские полушубки и перчатки. Текстильная промышленность выработала за годы войны 143 миллиона метров специальных тканей, в том числе 7 миллионов метров брезента, 21 миллион метров специальной бязи, 35 тысяч тонн корда, десятки тысяч метров бельтинга. Фабрика «Красный Перекоп» выпускала военные палатки, материалы для противохимических костюмов, кордная фабрика – корд для шинного завода. Ликеро-водочный завод помимо обычной продукции изготавливал «коктейль Молотова».

Швейная промышленность за 1941 – 1944 годы увеличила выпуск нательного белья более чем в 5 раз, ватных шаровар – более чем в 2 раза, телогреек – более чем в 40 раз.

Теплые ватные штаны и телогрейка в войну спасали советских солдат от обморожений. Это, конечно, не «Хуго-босс» – фирма, изготавливавшая униформу для вермахта, но значительно лучше для ведения войны в суровых климатических условиях. Немцы теряли от обморожения сотни тысяч человек, одетых в красивую, но бесполезную форму. Может быть, тогда зародилась у фашистов ненависть к ватнику. Как же так,  русские солдаты в  несуразном наряде не мерзнут, а немецкие в пошитых европейскими кутюрье шинелях и кителях замерзают насмерть. Ватник стал таким же символом победы над фашизмом, как ППШ, Т-34 и «Катюша».

Зинаида ШЕМЕТОВА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать