17:46 Среда, 21 Августа 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Как Федора Волкова из заводчиков исключали

7 Июня 2017
XVIII век первые ярославские краеведы справедливо назвали «цветущим периодом фабрично­заводской промышленности» Ярославля. В городе десятками возникали мануфактуры, развивались традиционные ремесла и торговля. Ярославль стал центром сначала провинции, а потом губернии и даже целого наместничества из нескольких губерний. В культурной жизни без преувеличения самым главным событием столетия можно считать создание первого русского провинциального театра. И, оказывается, у Федора Волкова был собственный, хоть и не слишком удачный, опыт предпринимательства, возможно, еще неизвестный нашим читателям.

Искать, копать, плавить

Первым на нехватку красок отечественного производства на государственном уровне обратил внимание Петр I. Дешевые ходовые краски были очень нужны, а производили их совсем в небольшом количестве, поэтому многое приходилось везти из-за границы, а цены, соответственно, были высокими. В 1719 году Петр I издал указ, который гласил: «Соизволяется всем и каждому дается воля, каково б чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях – искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы: сиречь, злато, серебро, медь, олово, свинец, железо, також и минералов, яко селитра, сера, купорос, квасцы и всяких красок потребные земли и каменья».

Конечно, мгновенно такое производство наладить не удалось, да и на чужие земли желающих копать «злато и серебро» не пускали, и все же к середине столетия намерение властей о выпуске красок в своем Отечестве дало первые результаты.

Это что за мумия?

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, а правила она империей с 1741 по 1761 год, в России наконец возникли первые заводы по переработке колчеданов на серу, купорос и краску мумия. Мумия – это минеральное красящее вещество на основе колчедана, красная краска. Еще эту краску называют железный сурик, и она, как более дешевая, могла заменять свинцовый сурик. Только не надо путать краску мумия ни с древними мумиями, ни с мумиё – горной смолой, применяемой в нетрадиционной медицине!

Всего при Елизавете Петровне по всей стране возникло восемь таких предприятий, в том числе появился и первый завод Свешникова в Ярославле. Необходимый для выработки краски колчедан собирали по берегам Волги в Мологском уезде и около Ярославля. Выработка краски на серном и купоросном заводе Свешникова в 1748 году превысила 635 пудов, что составляет чуть больше 10 тонн. В том же году Берг-коллегия, аналог современных министерств, вынесла решение о предоставлении льгот для владельца завода Свешникова. Он освобождался от пошлин на продовольствие и сырье, привозимое для нужд завода, при условии доставки их только «для пропитания обретающихся на заводе людей» и использования материалов лишь для постройки завода, его эксплуатации, а не для продажи.

Лучше в театре!

Следующий предприниматель, связанный с производством краски мумия из колчеданов, не кто иной, как наш основатель театра Федор Григорьевич Волков. Он принадлежал к купеческой семье. Купцами были и его отец – костромской купец Григорий Волков, и отчим – ярославский купец Федор Полушкин.

По получении наследства Федор Волков «обязался служить при заводах, и те серные и купоросные заводы производить с прилежным рачением, а не для одного токмо вида, чтоб заводчиком слыть и от купечества отбывать». Однако, как известно, с 50-х годов XVIII века Федор Волков увлекся театральным делом и после успеха первого представления построил собственный деревянный театр на берегу Волги.

В это время Федор Волков совсем отошел от купеческих занятий, заводами не занимался, но ему пришлось вступить в тяжбу со сводной сестрой Матреной Кирпичевой, дочерью его отчима купца Федора Полушкина. Разбирательство показало, что работных людей Волков обратил в «комедиантство», а заводы в результате пришли в «крайнее несостояние».

В итоге в 1754 году, когда Федор Волков уже уехал в столицу, ярославские и унженские серные и купоросные заводы были переданы Матрене Кирпичевой, чтобы она «крайне и усердно старалась выварку на оных серы и купоросу и делание краски мумии умножить».

«Братьев же Волковых» Берг-коллегией было решено «из заводчиков исключить».

Белила и сурик для всей России

В дальнейшем в Ярославле возникали все новые и новые предприятия, производящие краску. Сама императрица Екатерина II в письме из Ярославля, написанном 10 мая 1767 г., упомянула, что собирается «ехать на разные фабрики», значит, обратила внимание на значительное развитие местной промышленности.

Белила и сурик производились в Ярославле на новых заводах Алексея Крылацкого, Козьмы Мазина и Ивана Колчина. Сохранился документ середины XVIII века о заводе Ивана Колчина, в котором говорилось, что этот «завод весьма вредной, и в оном работники больше месяца работать не могут».

В Ярославле начали делать синюю краску «берлинская лазурь» – смесь соли железа и «вареной скотской крови». Благо развитое кожевенное производство давало немало отходов, полезных для производства красок, когда было необходимо окислять большое количество железа продуктами гниения. Правда, Ярославский городской магистрат вскоре распорядился прекратить производство берлинской лазури в городе, поскольку от него «всегда безмерный смрад происходит, и воздух так заражен, что близ оного дома живущим людям не токмо на двор и на улицу выходить, но и жисть поблизости вести трудно». Зато свинцово-белильные и кожевенные заводы, тоже оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, закрыты не были и продолжали увеличиваться и по количеству, и по объемам производства. В XIX веке Ярославская губерния уже давала, по разным оценкам, от 50 до 70 процентов свинцовых белил Российской империи.

В Топографическом описании Льва Бакмейстера 1774 года в Ярославле были зафиксированы разные «фабрики»: полотняные, купоросные, по производству ароматных масел, серные, клеевые, суриковые и белильные. Ярославские краски и другие изделия продавались в Санкт-Петербурге, Москве и других городах, местные полотна и кожи пользовались большим спросом за границей. Всего в Ярославле насчитывалось до 180 всевозможных «заводов» и мастерских. Большинством из них владели купцы – 114. Следовательно, они должны были использовать вольнонаемный труд. Покупать крепостных к предприятиям и заниматься сверхприбыльным винокурением могли только дворяне.

Купеческий сын Федор Волков отошел от традиционных семейных занятий, но не изменил главным качествам успешных предпринимателей – быть в движении, поиске, всегда откликаться на новое и уметь выстроить диалог с властью. Подтверждением этому служит его дружба с Екатериной II и вообще вся яркая биография замечательного ярославца.
Автор: Виктория Марасанова

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Из истории  Первая «бизнес-­леди» Ярославля 02.09.2009 Вот уже 17 лет в середине августа в Ярославле проводится фестиваль колокольной музыки «Преображение», и в руках мастеров вновь оживают старинные колокола. Эти глашатаи прошлого помнят немало славных страниц ярославской истории, ведь именно в нашем городе располагался известный на всю страну колокольный завод Оловянишниковых. От Хабаровска до Варшавы по «юбке» колоколов можно было прочесть фамилию ярославских литейщиков, а в Ярославле ее произносили не только с гордостью, но и с уважением. Немалая заслуга в том принадлежит незаурядной представительнице этого рода, почетной гражданке Ярославля – Евпраксии Георгиевне Оловянишниковой.  Из истории  Бутусовский – заря социализма 24.06.2009 В нынешнем году первенцу советского жилищного строительства в Ярославле – Бутусовскому поселку – исполняется 80 лет. Квартал обычных на первый взгляд домов и сегодня привлекает внимание четким ритмом и выразительностью строгих фасадов. Среди шумных, постоянно меняющихся центральных улиц этот зеленый уголок кажется скромным памятником той непростой эпохе, которую принято именовать «зарей социализма».Одним из популярнейших лозунгов революции 1917 года стала социальная формула «Дворцы – рабочим». Однако воплотить ее в жизнь было не так­то просто. В июле 1918 года, при подавлении «белогвардейского мятежа», была разрушена треть всего жилого фонда Ярославля. Огромная роль в преодолении жилищного кризиса в нашем городе принадлежала талантливому организатору, энтузиасту своего дела Константину Ивановичу Бутусову.
Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: