12:04
четверг,
18 апреля 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 сентября 2010

Купцы Елисеевы родом из Ярославля

В середине сентября в ярославском селе Яковцеве, что в окрестностях Борисоглебского, отмечаются Дни купцов Елисеевых. Да-да, тех самых Елисеевых – знаменитых «миллионеров, колониальщиков и виноторговцев», основавших самые роскошные магазины в обеих российских столицах.

Как связано наше скромное село со столичными купцами, поставщиками царского двора? Да очень просто – именно здесь, на Ярославской земле, созрел предпринимательский талант, удививший всю Россию. Один из братьев Елисеевых, Григорий, родился 25 сентября, но День купцов Елисеевых отмечают, как правило, 12 сентября.

Земляника к Рождеству
Основателем блестящей династии Елисеевых, получивших в начале XX века дворянский титул, был ярославский крепостной крестьянин, а вернее – садовник.
Скромный малый Петр Елисеевич Касаткин с детства присматривал за садом в ярославском имении графа Шереметева, а однажды вытянул у жизни счастливый билет. По семейному преданию, произошло это на Рождество 1812 года, когда граф пожаловал в свою усадьбу с большой компанией. В разгар застолья на десерт подали свежую землянику. За окном бушевала вьюга, а спелые ягоды на столе источали аромат летнего леса. Гости были в изумлении. Оранжереи той поры отапливались с помощью печек, и в них, конечно, можно было при наличии опытного садовника выращивать кое­какие заморские фрукты. Однако вырастить прихотливую лесную землянику, добиться ее плодоношения именно к празднику… Это было выше всяких похвал.
Расчувствовавшийся граф потребовал вызвать садовника:
– Угодил, Петр Елисеевич! Проси что хочешь – все подарю!
Оробел наш Петр, но вымолвил заветное желание:
– Дай, граф, вольную…
Вряд ли Шереметев отпустил бы такого искусного садовника, да в присутствии гостей постеснялся отказать. Что за граф, если слова не держит?
В тот же день Петр Елисеевич вместе c женой, тремя сыновьями и подаренной графом кругленькой суммой отправился в Петербург.
Уже через год он сумел открыть собственную торговую лавку – да не где­нибудь, а на Невском проспекте! Торговал предприимчивый садовник недешевым товаром – винами да экзотическими фруктами. Сразу же, как только скопил денег, выкупил у Шереметева своего брата Григория и взял его в компаньоны. Фирму Петр и Григорий Елисеевичи решили назвать просто – «Братья Елисеевы», не забывая об отце­крестьянине и о том, откуда родом.

Путешествие на Мадеру
Удивительно, но первым делом новоиспеченные купцы взялись за географию. Желали знать, где на свете произрастают любимые знатью фрукты и делают барское «горячительное» – вино. Бывший садовник Петр Елисеев посетил остров Мадеру, лично познакомившись со всеми местными виноделами. Привезенное им вино произвело в Питере фурор, и дела Елисеевых отныне шли только в гору. При сыновьях Петра Елисеевича фирма постоянно расширялась, обзавелась собственными винными погребами и торговыми кораблями.
Вина были главным предметом торговли фирмы, но имелся еще один эксклюзивный товар: «деревянное» (то есть оливковое) масло. Елисеевым принадлежали водочный и колбасный заводы, шоколадный цех, самостоятельные «отделения» по вареньям, мармеладу, уксусный и масляный цехи. В елисеевских лавках можно было найти изысканные сорта чая, кофе и самые диковинные фрукты, названия которых порой и не знали в Петербурге. К примеру, именно Елисеевы познакомили клиентов с экзотической папайей – учили есть ее натощак с утра для «бодрости желудка».

Чудо-магазины
В начале XX века в Москве был открыт знаменитый Елисеевский магазин на Тверской. В зале были диковинные экзотические растения и богатая отдел­ка: хрустальные люстры, позолота, лепные украшения стен и потолка, зеркальные стекла. Не менее роскошным был магазин Елисеева в Петербурге – с мраморными прилавками, цветными витражами и изразцовыми плитами. Очень скоро магазины Елисеевых в Москве, Петербурге, а затем и в Киеве стали самыми знаменитыми в России. Именно благодаря Елисеевым российские покупатели познакомились с заморскими специями и устрицами, оценили трюфели и анчоусы, научились разбираться в палитре французских сыров. Особенностью магазинов был не только богатейший ассортимент, но и удобство для покупателей и культура обслуживания. На прилавки попадали лишь товары высочайшего качества. Перед подачей в торговый зал весь товар тщательно проверялся, недопустимым считалось наличие даже одной подгнившей или мятой ягодки в кисти винограда.
В 1910 внук основателя династии Григорий Елисеев был возведен в звание потомственного дворянина «за особые заслуги перед Отечеством и преуспеяния отечественной промышленности». В 1913 году состоялись торжества по случаю столетия фирмы Елисеевых. Вся петербургская знать – около четырех тысяч гостей – отмечала с Елисеевыми эту дату. Созданные ими прекрасные магазины пережили революции и войны, сохранив в народе названия «Елисеевских». Кстати, имя купца продолжает жить и в Европе, так, на далеком португальском острове Мадейра все еще существуют Елисеевские винные погреба.

Дом Шереметевых
Шереметевский древний род пользовался уважением и при московских великих князьях, и при царях, и при императорах. В начале XVIII века фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву за славные победы над шведами в Северной войне Петр I пожаловал графский титул и обширные земельные владения. Для благодарности новоиспеченному графу у императора были причины и личного характера. Именно Борис Петрович приютил у себя пленную литовскую девушку Марту Скавронскую, ставшую впоследствии женой Петра Великого и вошедшую в историю как русская императрица Екатерина I.
Среди подаренных Шереметеву земель были владения на территории Ярославского края – Юхотская волость (современный Большесельский район) и несколько сел под Ростовом. Во время деловых поездок Шереметевы нередко останавливались в Ярославле. Для удобства пребывания в городе сын фельдмаршала Петр Борисович Шереметев приказал построить здесь небольшой путевой домик, местоположение которого стало известно ярославским историкам лишь недавно. Резиденцией Шереметевых в Ярославле являлось двухэтажное здание в стиле раннего классицизма (современный его адрес – улица Свободы, 3), возведенное в 1787 году близ ныне не сохранившейся церкви Святого Власия.

«Ярославцы – все красавцы!»
Петр Елисеев был далеко не первым ярославским крестьянином, достигшим успеха в столице. Ярославские крестьяне, в жилах которых, по выражению современников, кипела «ртутная» кровь, не раз отправлялись в Москву или Питер на заработки. Скудная земля, редко баловавшая щедрым урожаем, заставляла ярославских крестьян искать иные источники дохода. Покончив с полевыми работами и взяв лишь пару сменных лаптей, ярославцы отправлялись на зиму «в отход». «Более чем 1/8 часть населения Ярославской губернии странствует в погоне за счастьем по всем дорогам государства», – писал немецкий путешественник барон Гакстгаузен. В столицах ярославцы обычно становились коробейниками, половыми в трактирах или сидельцами в лавках. Лихие ярославские отходники знали свой, особый подходец к клиенту, неизменно добиваясь успеха на коммерческом поприще.
«Гоняясь за трудом, как охотник за зверем, – констатировал журнал «Библиотека для чтения», – ярославский крестьянин не разбирает расстояний. Побывать в Крыму, в Финляндии ему нипочем. И между татарами, и между финнами ярославец вечно на первом плане. И в том, и в другом месте не надивятся его уму и сметливости». Даже в Стокгольме на Олимпийских играх 1912 года, где, казалось, ни одна живая душа не понимала русского слова, наша сборная неожиданно наткнулась на разговорчивого продавца фруктов, оказавшегося… ярославцем. Известен был также и другой случай, произошедший в конце XIX века: один русский турист, путешествуя по Африке, переезжал на лодке через реку Нил. Каково же было его удивление, когда в лице перевозчика, умело управлявшегося с веслом, он узнал своего соотечественника – чистокровного ярославца!

Почти как в столице!
Елисеевские магазины – явление, конечно, уникальное. Однако и ярославские предприниматели умели уважить клиента. Рассматривая старые фотографии дореволюционного Ярославля, удивляешься обилию и пестроте рекламных вывесок на провинциальных узких улочках и невысоких фасадах. Здесь каждый владелец мало­мальски доходного заведения заявлял о себе весомо, не стесняясь – буквами в аршин высотой. Под стать Елисеевскому был в Ярославле знаменитый магазин Лобанова, что у Знаменской башни, торговавший иностранными винами, сладостями и колониальным товаром. Рядом, в магазине чайной фирмы «Сергей Васильевич Перлов», знатоки приобретали китайский чай с манящими названиями – «Поодзюкон», «Ваньсунчо», «Цветочный». В витринах продуктовых магазинов ярославцы выставляли искусно выточенные из воска фрукты. Магазины готового платья вывешивали на фасадах литографии c изображениями новинок сезона. У гостиницы «Европа» детвора собиралась поглазеть на заманчивые огоньки «Детского базара игрушек» – самого большого в городе магазина детских товаров. Постоянная торговля велась на Мытном и Толкучем рынках (последний частично сохранился и в наши дни), в торговых рядах Гостиного Двора, выстроенного в лучших традициях эпохи классицизма.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать