18:38
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
28 марта 2018

Мы пришли в этот храм не молиться

В Митрополичьих палатах Ярославля в рамках XXIII научных чтений памяти Ирины Болотцевой, исследователя древнерусского искусства, состоялась публичная лекция научного сотрудника Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) Инны Серегиной об антирелигиозных кампаниях советского государства по вскрытию мощей православных святых и изъятию церковных ценностей в 1919 – 1930 годах.
Идеология только марксистская!
В 1914 году в России было около 120 миллионов православных христиан, 130 епископов, более 50 тысяч священников, 58 семинарий и 48 тысяч приходских храмов. Как ни странно, но церковь встретила Октябрьский переворот с готовностью к переменам. А вот сами большевики записали церковь в противники, мотивируя это тем, что человек должен быть освобожден от всякой идеологии, кроме марксистской. Положения первых законодательных актов советской власти в отношении церкви были закреплены в декрете Совнаркома РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года.

С 1922 года главным органом власти, непосредственно занимающимся церковью, стал VI «церковный» отдел центрального отдела ГПУ, который до 1939 года бессменно возглавлял Евгений Тучков. По мнению сталкивавшихся с ним православных христиан, он являлся поистине демонической личностью. Выходец из крестьян, умный и хитрый, он умел запугивать людей и принуждать их к сотрудничеству. Существует легенда, что на смертном одре Евгений Тучков попросил, чтобы тогдашний патриарх пришел к нему и отпустил грехи.

«Разоблачение» мощей
В конце 1918 – начале 1919 года власти начинают принимать целые программы «на полное отмирание церкви». Центральное место заняла развернувшаяся в 1918 – 1921 годах кампания вскрытия и «разоблачения» святых мощей.

Всего за это время было вскрыто 65 рак с мощами русских святых. Все это сопровождалось закрытием монастырей, где мощи покоились. Тогда же началась самая настоящая травля РПЦ в советской печати – газетах «Правда» и «Известия», например. Весь процесс разоблачения мощей снимался и на документальную кинохронику. Так, вскрытие мощей Святого Тихона епископа Воронежского, знаменитого иерарха и крупнейшего духовного писателя (1724–1783), начинают производить священнослужители, но их медлительность и щепетильность вызывает нетерпение у представителей власти, и за работу принимается председатель Чрезвыйкома. На киноэкране он с рвением разматывает веревки и тряпки, с удовольствием демонстрирует кости и череп, которые вслед за одеяниями кидает на землю. Несмотря на то что этот фильм снимался с явной агитационной целью, в кадр то и дело попадают красноармейцы с горящими свечами в руках.

Особое внимание привлекают кадры кинолетописи «Вскрытие мощей Сергия Радонежского 11 апреля 1919 года». Троице-Сергиева лавра запружена народом. Перед началом вскрытия люди выстроились в очередь к раке, чтобы, может быть, в последний раз приложиться к мощам. Вооруженные красноармейцы тщательно охраняют территорию монастыря. В 20.50 по приказу председателя Сергиевского исполкома иеромонах Иона начинает вскрытие. Череп и кости Сергия Радонежского, хорошо сохранившиеся, демонстрируют собравшимся.

Не в пользу церкви
Посягательство большевиков на национальную святыню вызвало бурю возмущения верующих по всей стране. В ноябре 1919 года, когда власти попытались вывезти мощи в один из музеев, жители Сергиева Посада и окрестных деревень оказали сопротивление властям. Патриарх Тихон обратился к Ленину с просьбой приостановить осквернение православной святыни. Но спор, увы, был решен не в пользу церкви – лавру закрыли, мощи вывезли.

Как показывает кинохроника, процесс вскрытия раки и извлечения  мощей Св. князя Александра Невского 12 мая 1922 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры (Петроград) ничем не отличался от предыдущих. Вскрытию мощей святителя Митрофания Воронежского посвящены сюжет «Разоблаченное надувательство» Союзкиножурнала за 1930 год и сюжет кинолетописи за 1929 год. Последний начинается с антирелигиозного лыжного забега, устроенного перед зданием собора. У всех участников на груди таблички с лозунгами: «Религия – тормоз пятилетки», «Бога нет».

Вскрытие происходит на площади перед собором. Мощи демонстрируются довольной толпе. Одна из зрительниц что-то с воодушевлением говорит в микрофон. Видимо, то, что с ее глаз спала пелена церковного обмана. И только лицо плачущего священнослужителя, на мгновение мелькнувшее на экране, убеждает зрителя в том, что ни один православный человек не поколебался в вере после осквернения памяти мертвых. Сюжет заканчивается тем, что члены комиссии объезжают улицы города в кузове грузовой машины, демонстрируя прохожим останки святого. В сюжете запечатлен и кинооператор с камерой. По титрам киножурнала удалось установить и название студии – «Совкино».

Антиквариат на переплавку
Второй частью антирелигиозной кампании начала XX века стало изъятие церковных ценностей. Экспроприация проводилась под благовидным предлогом помощи голодающим.

Всего было изъято ценностей на 4,5 миллиона рублей, отдельно были выделены антикварные вещи. Подавляющее число ценностей пошло в переплавку, а полученные от продажи суммы были потрачены на проведение самой кампании по их изъятию и подкармливание партийного аппарата. Сотрудникам аппарата были увеличены зарплаты и спецпайки, частично золото попросту разворовали.

К сожалению, ни одной подобной киносъемки по Ярославлю в РГАКФД не обнаружено. Но доподлинно известно, что наш город был в первой категории по изъятию. Из храмов буквально выгребали ценности. В 1920-х годах здесь была создана группа «Антиквар», которая занималась предпродажной подготовкой. Ценности увозились под видом выставки за рубеж и потом не возвращались.
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать