15:22
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 октября 2011

На благо Ростово­Ярославской земли

Ярослав являлся наместником своего отца в Ростове с 988 по 1010 год. При нем Ростов стал опорным пунктом христианизации северо-восточных земель.

В 991 году была учреждена Ростовская епархия – одна из старейших в России. Это, несомненно, важнейший вклад князя Ярослава в развитие Ростовской земли. Распространение христианства способствовало духовному и культурному развитию, создавало основу для сохранения единства этих земель в грядущую эпоху раздробленности и завоеваний. Первыми ростовскими епископами при Ярославе были св. Федор и Илларион.

«Ростовский» период
Летопись подробно рассказывает о деятельности Ярослава как Новгородского и Великого Киевского князя, но совершенно умалчивает о более чем 20­летнем «ростовском» периоде его биографии. А меж тем Ярослав прибыл в Ростов в возрасте 11 – 12 лет, а переехал в Новгород в 32 года.
О Ярославе Мудром летописи часто писали в 1014 – 1054 гг. Они показывали его борьбу со Святополком Окаянным, с польским королем Болеславом, с новгородским посадником Константином, а также долгое противостояние с братом – князем Мстиславом Тмутараканским, рассказывали о военных походах против ятвягов и чуди, о строительстве киевского Софийского собора, об основании города Юрьева (в дальнейшем Дерпт, Тарту) и городов на реке Рось. Летописи сообщали, что князь «был хром», и «ум у него был добрый, и на рати был храбр», и он «книги читал часто, ночью и днем».

Главный монастырь Руси
Выгодное географическое положение Стрелки – мыса при впадении Которосли в Волгу – и стало причиной возникновения Ярославля как сторожевой крепости, защищавшей речные подступы к Ростову. На месте языческого поселения Ярослав основал город, которому дал свое имя – Ярославль. По приказу князя началось строительство церкви Святого пророка Ильи. Новый город был населен христианами.
Князь вновь возвращался в Ростово-­Суздальскую землю в 1024 году, когда здесь «восташа» волхвы в Суздале, избивая зажиточных людей. Ярослав, который к этому времени уже стал Киевским князем, покарал волхвов и отправился далее в Новгород. Но в том же году на Русь пришел брат Ярослава – князь Мсти­слав Тмутараканский. Он разбил Ярослава в битве под Лиственом близ Чернигова. Правда, Мстислав не претендовал на Киев, и в 1026 г. братья разделили свои владения по Днепру. Ярославу отошли Киев и правобережье, Мстиславу – Чернигов и Переяславль. Когда в 1036 году князь Мстислав умер, не оставив наследников, все левобережье отошло Ярославу Мудрому. При его княжении в 1051 году был основан главный монастырь Руси – Киево­-Печерский. На берегах Днепра князем был фактически построен «новый Константинополь» со своей Софиею, Золотыми воротами, храмами Св. Ирины и Св. Георгия.

Не говорит, а действует
Ярослав оставался Киевским князем до самой смерти в 1054 году. К несчастью, его саркофаг открывали в ХХ веке слишком часто – трижды, в 1939, 1942, 1964 годах. В 1939 году останки отправили в Ленинградский научно-­исследовательский институт антропологии, где было установлено, что это мужчина 60 – 70 лет, ростом 172 – 175 см, который имел врожденную хромоту и патологические изменения в правом колене.
Летописец нашел замечательную метафору, определив роль князей Владимира и Ярослава в Крещении Руси. Он сравнил их с пахарем и сеятелем, которые закладывают основы будущего урожая: «Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просвитив, а сей большой князь Ярослав, сын Владимиров, засиял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».
Продолжателем дела Владимира считал Ярослава и митрополит Киевский Илларион. В своем знаменитом «Слове о законе и благодати» он сравнил благоверного князя с царем Соломоном, который завершил дела, начатые Давидом: «Не нарушает он твои уставы, а утверждает их, не уменьшает достояния твоего благоверия, а преумножает их, не говорит, а действует, и что недокончено тобой – доканчивает». При князе Ярославе стала вера христианская «плодиться в движении и расширяться», и монахи стали множиться, и монастыри начали появляться.
Виктория МАРАСАНОВА, профессор ЯрГУ

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать