16:40
пятница,
19 апреля 2024 г.
13.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 марта 2019

На нужды города и дела благотворительности

В июне 2019 года Ярославское отделение Банка России отпразднует 155 лет. Но история банковского дела нашего края намного глубже и корнями уходит в XVIII век.

По указу Екатерины

Государственный Банк России своим появлением обязан императрице Екатерине II. 29 декабря 1768 года был обнародован манифест об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для обмена ассигнаций. Несколькими годами позже, в 1772 году, по указу Матушки Государыни создан Первый Ассигнационный банк, а в шести городах Российской империи, в том числе и в Ярославле, были открыты банковские «променные» конторы. Они предназначались для обмена монеты на более удобные в обращении бумажные деньги (ассигнации).

Выпуск ассигнаций был одним из способов пополнения всегда нуждающейся государственной казны. Для банковской конторы в Ярославле было выпущено ассигнаций на 150 – 200 тыс. рублей. Спустя некоторое время перед Ассигнационным банком были поставлены и другие задачи – изъятие из обращения ветхих ассигнаций, а также обеспечение надежной пересылки денег и борьба с их пропажей в пути. Но деятельность банковских контор была не очень успешной, и к 1788 г. многие из них закрылись.

В это же время возник другой банковский проект императрицы. При сиротских приютах, воспитательных домах и других гуманитарных учреждениях создавались специальные ссудо-сберегательные кассы, а сами учреждения жили за счет процентов от их операций. В Ярославле главным благотворительным учреждением был Дом призрения ближнего, открывшийся в 1786 году. При нем начала действовать Сохранная казна, «дабы сей Дом мог иметь свои доходы». Дом призрения возглавлял Совет, который ведал его капиталами. На эти деньги воспитывались 80 детей, проценты шли на стипендии, на выпускные пособия, на учебную библиотеку и на другие нужды.

XIX век

Другая Сохранная казна, при Приказе общественного призрения, упоминается в документах с 1805 года. Ее услугами пользовались уездные городские думы и присутственные места, ремесленные управы, церкви, Толгский и Афанасиевский монастыри. В казну сиротский суд перечислял деньги, причитавшиеся малолетним детям после смерти родителей, в нее же обращались семьи при уходе мужа-кормильца в рекруты. Если в столицах размер вкладов составлял минимум 50 копеек, то в Ярославле порядки были демократичнее. Известно, что однажды рядовые 2-й роты Ярославского батальона скопили и принесли по 30 копеек. Среди вкладчиков – частных лиц были священники, мещане, купцы и помещики. Частные вклады нередко носили благотворительный характер — в пользу церквей и монастырей.

30 октября (по старому стилю) 1841 г. император Николай I «Именным указом, данным сенату» удостоил высочайшим одобрением устав сберегательных касс, которые создавались «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов». При губернаторе А.М. Безобразове в Ярославле с 1849 г. сохранная казна при Приказе общественного призрения стала именоваться сберегательной кассой.

С 1889 г. по европейскому образцу здесь стали открываться дополнительные сберегательные кассы в местных филиалах почтово-телеграфного ведомства, а также при крупных предприятиях с согласия их владельцев, в частности, на Ярославской Большой мануфактуре, на Норской мануфактуре, при Торговом доме купцов Вахрамеевых, Торговом доме наследников Дунаева, при товариществе Лопатина и других. Но пользоваться их услугами могли только служащие, кроме рабочих и домашней прислуги. Обязательный ежемесячный взнос составлял 3% от жалованья и 5% от премии. А минимальный взнос равнялся одному рублю.

Государственные сберегательные кассы привлекались также к сбору различных пожертвований. Жертвователям выдавали специальную квитанцию установленной формы. Так, в 1904 г. местным почтово-телеграфным сберкассам было предписано принимать пожертвования наличными деньгами и ценными бумагами «на усиление военного флота». В 1908 г. пришел циркуляр о приеме средств на устройство музея в память об Отечественной войне 1812 года, а в 1909 г. – на сооружение храмов в память о русских солдатах и моряках, павших в минувшую русско-японскую войну. Участвовали ярославцы и в пожертвованиях на создание воздухоплавательного флота.

Общественный банк

В декабре 1862 г. ярославский купец А.Д. Топленинов выразил желание пожертвовать на учреждение в городе Общественного банка 5000 рублей. Однако по существующему закону открытие банка могло состояться только при наличии капитала не менее 10 000 рублей. На помощь пришло Ремесленное общество, которое своим решением от 8 октября 1863 г., «признавая попечение Правительства относительно устройства для нуждающихся в кредите Городского общественного банка необходимо нужным и полезным для городского существования» и «искренно желая вспомоществовать началу сего благого Учреждения, постановило пожертвовать принадлежащий ремесленникам капитал в 17 700 рублей на усиление основывающего капитала Городского общественного банка».

Это пожертвование было принято городом, и 28 ноября 1863 г. Городская дума постановила учредить в Ярославле Городской общественный банк. Он открылся 26 апреля 1865 г. в помещении, отведенном ему в здании Городской думы. Сначала ограничились приемом вкладов, учетом векселей, выдачей ссуд под залог процентных бумаг и недвижимого имущества. Тогда же были определены первые процентные ставки: по операциям по учету векселей – 7%, по ссудам под процентные бумаги – 6% и по недвижимому имуществу – 7% годовых; платить по векселям: бессрочным – 4% и срочным – 4,5 и 5% годовых.

К 1873 г. банк увеличил капитал до 350 619 руб. 93 коп., создал запасный капитал как гарантию прочности и надежности учреждения в сумме 140 582 рубля. Продолжая отчислять небольшую долю прибылей в свои капиталы, банк свой остальной заработок назначает на нужды города и дела благотворительности.

На вечное хранение

Ярославское отделение Государственного банка открылось 22 июня 1864 года. К тому времени в городе было множество отделений крупных частных банков, и отделение Государственного банка осуществляло функции головного органа по регулированию их деятельности. Оно проводило проверки, принимало балансы и оборотные ведомости подотчетных ему казначейств, сверяло состояние главных счетов кредитных учреждений.

Конкурируя с богатыми частными банками, Ярославское отделение Государственного банка старалось привлечь клиентов разными услугами. Был, например, так называемый вечный вклад. Человек вносил в банк некую сумму с условием, что он уже никогда не востребует ее назад. Со своей стороны, банк брал на себя обязательство выплачивать проценты с этой суммы третьему лицу, указанному клиентом. Это была своеобразная форма завещания. В архивах нашлась запись о «вечном вкладе» одной жительницы города, которая положила 50 рублей с распоряжением, чтобы проценты с этой суммы перечисляли в церковь на помин ее души. В качестве третьих лиц по «вечным вкладам» часто фигурировали церкви, монастыри, благотворительные учреждения.

Еще одна услуга – прием на хранение доходных бумаг с обязательством по их управлению. Банк находил им наиболее выгодное вложение, выплачивая собственнику ежегодный доход. Можно было принести сюда и другие ценности: золото, серебро в монетах и слитках, векселя, акции с поручением обеспечить их неприкосновенность, что и делал банк, конечно, за определенную плату. Позднее эту услугу заменили так называемым безопасным ящиком. Наниматель получал ключ от своего ящика, находившегося в банковских «святая святых», но только при условии, что у него открыт счет в банке на сумму не менее 100 рублей.

Ярославское отделение Государственного банка активно выдавало коммерческие ссуды. Среди заемщиков банка были известные на Ярославской земле и за ее пределами купцы: Вахрамеев, Градусов, Байбородин, Дунаев, Смоляков. Несмотря на это, учетно-ссудный комитет при банке решал, давать ссуду или нет, требовал в каждом случае гарантию, определенное материальное обеспечение. Ссуды выдавали только под наличие товара, например, под лес, шерсть. Кроме того, приходилось удостовериться не только в его наличии, но и в том, что товар хорошего качества и имеет хорошую цену. Самым хорошим обеспечением вплоть до Первой мировой войны признавалось зерно, связываться с другими товарами банкиры считали уже делом рискованным.

Деньги – крестьянам

В 1887 году открывается Ярославское отделение Крестьянского поземельного банка. Его главной задачей была помощь крестьянам в покупке земли у помещиков. Для этого банк выделял долгосрочные целевые кредиты.

Ссуды из этого банка выдавались наличными деньгами, полученными за счет выпуска кредитных бумаг, приносящих 5,5% годового дохода. Эти кредитные бумаги (закладные листы) выпускались только по решению министра финансов на сумму не свыше 5 млн рублей. Ссуды на покупку земли выдавались в размере 75% от продажной цены на два срока – 24,5 и 34,5 года. Остальную часть суммы заемщики должны были вносить сами.

При содействии Крестьянского поземельного банка в Ярославской губернии с 1883 по 1895 г. было куплено 10 525 десятин земли.

Перед революцией

В начале XX века русско-японская война и последовавшие за ней революционные события вызвали большой рост государственных расходов. Существенно увеличился выпуск кредитных билетов. В конце 1905 г. началось массовое изъятие вкладов из Ярославского отделения Государственного банка.

Историю частных коммерческих банков завершили события 1917 года: начался процесс национализации промышленности. И частные коммерческие банки слились в Ярославский Народный банк.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать