Тогда, в конце 80-х, Александр Веселов, первый секретарь Переславского райкома КПСС, вряд ли представлял, какая судьба его ждет. Это было время смены эпох, время перемен. Впервые выборы депутатов облсовета прошли на альтернативной основе, и в Совет пришли люди, которые не боялись открыто говорить все, о чем думали. Каждое его заседание транслировалось по радио, тысячи ярославцев часами слушали то, о чем говорят их избранники.
Когда же Александра Николаевича избрали председателем облсовета, он понял: этот этап его карьеры легким точно не будет. Ведь среди вновь избранных депутатов были не только партийные и советские работники, директора промышленных предприятий и руководители бюджетных учреждений, но и журналисты, члены Народного фронта, педагоги, инженеры, короче, все те, кого тогда называли одним словом – демократы.
Вести Веселову пленарные заседания было непросто, ведь в них участвовали более двухсот человек, многие из которых не боялись выходить к микрофону.
– Веселов для нас, демократов, был тогда компромиссной фигурой, – вспоминает журналист Александр Цветков, чей депутатский стаж насчитывает более двух десятков лет. – Но мы прекрасно понимали, что нам на этот пост вряд ли удастся провести своего человека. Однако заместителем Александра Николаевича стал Юлис Яковлевич Колбовский, преподаватель технического университета, человек интеллигентный и очень умный.
Удивительно, но эти два абсолютно разных по характеру человека стали отличной командой. У Веселова были авторитет и опыт хозяйственной работы, он ведь в Переславль первым секретарем с поста председателя областной «Сельхозтехники» пришел, а до этого работал в Некоузе, Брейтове, Рыбинске… Короче, область знал прекрасно. И я прямо скажу: в те времена случайные люди во власть не попадали. Конечно, мужик он был резкий, как сегодня бы сказали, крутой, но в то же время умел слушать и слышать. Встречался с депутатами всегда и при этом не смотрел на то, какие они должности занимали, для него все равны были.
Александра Николаевича уважали все, несмотря на то, что он был коммунистом и взглядов своих не скрывал. А уважали, потому что на «своих» и «чужих» коллег не делил, даже когда выбирали председателей профильных комиссий, своим не стал подыгрывать, он был честным и справедливым.
– Я познакомился с Александром Веселовым, когда он руководил областной «Сельхозтехникой», а я был председателем колхоза, – вспоминает Михаил Боровицкий, председатель Ярославской областной думы. – Понадобились мне кое-какие запчасти для техники да стройматериалы. Приехал в Ярославль и прямиком отправился на металлобазу, а она как раз рядом с «Сельхозтехникой» была. Было раннее утро, и я попросил сторожа базы, чтобы он меня пустил все посмотреть, а потом заявку на нужный товар выписать. Хожу, смотрю, выбираю… И вдруг подходит ко мне такой солидный мужчина и без всяких предисловий спрашивает: «Ты тут какого черта делаешь?». Ну, я так же прямо и ответил, мол, ваше-то какое дело? Надо, вот и хожу!
На базе отобрал кое-что, но мне еще нужен был новый двигатель к «уазику». Подписать бумагу на его получение надо было непременно только у управляющего «Сельхозтехники», такие правила тогда были. Пошел я к ним в контору, захожу в кабинет, а там мужик этот сидит, с которым мы с утра так содержательно поговорили. Смотрит на меня и спрашивает: «Ну что, понял наконец какое мне было дело?».
Позже мы с Александром Николаевичем не раз пересекались. Что тут скажешь – он был интересным человеком, личностью… Не каждый в те годы согласился бы с поста руководителя областного предприятия взять и в район поехать, а он поехал, ничего не побоялся.
Думаю, во многом благодаря ему у Ярославского областного Совета был такой авторитет. Ведь фактически Веселов участвовал в становлении нашего представительного органа власти. Добавлю, что потенциал у него был хороший, но главное, он сумел его реализовать.
Да, порой с ним было непросто – он бывал и резким, но не грубым. Мог взять на себя ответственность за принятие серьезного решения, а еще, и это тоже немаловажно, Александр Веселов умел говорить слово «нет».
А вот Вячеслав Щипцов, долгое время проработавший руководителем аппарата областной думы, начинал свою карьеру в областном Совете с должности помощника Александра Веселова.
– Горячим он был и вспыльчивым, но людей уважал, – вспоминает Вячеслав Леонидович. – С депутатами был неизменно вежлив, а вот сотрудникам аппарата доставалось порой. Однако при этом, если в чем не прав бывал, умел признавать ошибки и извиняться не забывал. Несмотря на то, что Александр Николаевич занимал такой высокий пост, он был очень демократичным.
Приезжаем с ним в район, он первым делом в магазин идет. Двери открывает и с порога говорит: «Ну, здравствуйте, я Веселов!». Его благодаря трансляциям заседаний узнавали по голосу. Женщины начинали сразу галдеть, все разом что-то говорить, а он их внимательно слушал и никогда никого не перебивал.
Слушать Веселов действительно умел и на критику не обижался, хотя и не скрывал, что она его задевает. Учрежденная областным Советом газета «Золотое кольцо» в те годы реверансов никому не делала, а предпочитала писать правду, в том числе и о депутатах, углы не сглаживала, во что сегодня трудно поверить. Сложно поверить и в то, что Александр Николаевич Веселов за два с лишним года, что мы работали вместе – а я тогда была парламентским корреспондентом «Золотого кольца», – ни разу не вызывал меня на ковер с целью «дать ЦУ» или «пропесочить». Зато о том, что я думаю по тому или иному поводу, спрашивал регулярно. Мы не стояли по одну сторону баррикад: он был коммунистом, я придерживалась демократических взглядов, но при этом мы находили общий язык, думаю, потому что у Веселова было самое главное достоинство – он был порядочным человеком.
ФОТО из архива Ярославской областной думы
Комментарии