07:22
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 января 2023

О девочке, которая родилась в Госбанке, и ее отце

В канун Нового года случаются чудесные встречи… Конец декабря. Это была рядовая экскурсия для студентов одного из ярославских колледжей по небольшому музейному фонду ярославского отделения Банка России и его историческому зданию.  Ребята слушали рассказ, как когда-то, в начале 30-х годов прошлого века, работники ярославской конторы Госбанка здесь не только трудились, но и проживали вместе со своими семьями в правом крыле здания. «А у меня мама здесь родилась», – вдруг сказала сопровождающая ребят преподаватель Елена Александровна. «Да, и много мне рассказывала о том, как отец был в конторе бухгалтером, как его переводили по работе в разные города. Да она и сама может вам об этом рассказать, показать документы отца. Она все это хранит и все помнит!» – это Елена Александровна сообщила уже после экскурсии.
1 / 5
И вот уже в канун старого Нового года сотрудники отделения Банка России отправились в гости к Ирме Ивановне, которая с самого своего рождения жила в здании, где они сейчас трудятся. Их встретила у себя дома невысокая, стройная, улыбчивая женщина с ясным, доброжелательным взглядом. («С ума сойти! Почти 90, и так выглядеть!») А дальше почти 2 часа разговоров, которые пролетели так, что собеседники и не заметили…

– Я в детстве, когда меня спрашивали – где я родилась, всегда отвечала – в Банке! – смеется Ирма Ивановна. – Очень хорошо помню этот длинный коридор, как в здание с Комсомольской входишь, сразу направо. А дальше там наши комнаты располагались с окнами на Богоявленскую площадь. Наше окно прямо на Вознесенскую церковь выходило, ее потом снесли… Отец мой Иван Иванович Шуников работал сначала кассиром, потом счетоводом, дослужился до бухгалтера. А потом его перевели главным бухгалтером в Тутаевское отделение. Мы с мамой поехали вместе с ним. А через два года отца опять переводят, уже в Переславль. Как папа говорил, раньше людям не позволяли засиживаться на одном месте, может, так стимулировали лучше работать. И уже перед войной мы опять вернулись в Ярославль, но опять ненадолго. В 40-м году, после присоединения к СССР, в Молдавии создавался Госбанк, и папу туда направили. Сначала мы приехали в Кишинев, а потом в город Оргеев, где он стал главным бухгалтером отделения Госбанка. Потом война началась…

Семьи сотрудников эвакуировали уже в самом начале июля 41-го. Ирма с мамой уехали, им повезло – удалось вернуться в Ярославль, а папа остался. Потом он рассказывал, что в середине июля поступило распоряжение – все документы и денежные средства под опись (вот она, сохранилась в папином архиве!) погрузить в машины и быть готовыми отступать вместе с военными частями.

Дальше была долгая дорога вглубь страны, в тыл. Тирасполь, Одесса, Харьков, потом Самара, Челябинск и, наконец, Омск, где отца Ирмы и его коллег наконец приняли вместе со всем их грузом, который они весь этот путь с собой везли и сохраняли. В Омской конторе он немного ревизором поработал, а в марте 42-го его мобилизовали. Служил помощником комвзвода, потом в Омском военкомате бухгалтером, в 44-м был назначен на службу в Полевую контору Госбанка Украинского фронта.

– Вернулся с войны он не сразу после Победы, а в 46-м году, потому что был оставлен на службе на некоторое время. Вернулся и опять был взят на работу в Ярославскую контору. Но тогда в здании Госбанка семьи уже не жили, нам дали ведомственное жилье – комнату в коммунальной квартире на Некрасовской улице. Жили там хорошо, дружно, я до сих пор помню этих людей, папиных коллег, их семьи. Папа ушел на пенсию в 56-м году. Дожил почти до 80 лет. Ушел через полгода после мамы – угасал каждый день, ее смерть он не сумел пережить, – продолжила Ирма Ивановна.

Вот такая жизнь нашего земляка, жизнь, в которой, если вдуматься, отражена и нелегкая судьба человека военного времени, и история Госбанка, современные служащие которого к ней прикоснулись, прониклись гордостью и сопричастностью… И теперь «девочку, рожденную в Банке» они ждут к себе в гости, готовят ответное чудо. Чтобы, как в детстве, она прошла по тому длинному коридору, что «сразу направо от входа с Комсомольской», и выглянула в окошко с видом на Богоявленскую площадь...

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать