05:18 Четверг, 27 Февраля 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Сегодня, 19 января, – Крещение Господне

18 Января 2011
Великое водосвятиеКрещение – один из важнейших двунадесятых праздников православного календаря, установленный в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.

Праздник Крещения Господня называют также и праздником Богоявления, поскольку в этот день произошло особое явление всех трех лиц Бога. В старом Ярославле он отмечался торжественно и пышно, завершая веселый хоровод зимних праздников и святочных гуляний.

О чем помолишься – то и сбудется
Этот день издавна почитался на Руси, и не случайно с ним связано столько народных примет. По старинному поверью, в богоявленскую ночь, перед утренней службой в церкви, небо открывается и о чем открытому небу помолишься, то непременно сбудется. Главным событием этого праздника по традиции становилось великое водосвятие. Накануне, в Крещенский сочельник, вода освящалась в храме, а в день Крещения – в проруби, которую в память о Христе называли иорданью. Богоявленская вода считалась целебной, способной восстановить жизненные силы, отпугнуть нечисть, защитить от греха. Освященную воду брали с собой, омывались ею, а многие купались в иордани раздетыми: больные – чтобы излечиться, а те, кто рядился и кутил на Святках, – чтобы смыть с себя «бесовскую личину».
Крещенской водой окроплялись все комнаты в доме, а на дверях и воротах мелом или углем рисовали крестики. Целебными свойствами, по народным верованиям, обладал и крещенский снег. Его собирали для беления холстов и для мытья, уверяя: «Снеговая баня все исправит и красоты прибавит». Холодная погода на Крещение считалась добрым предзнаменованием, и по знаменитым крещенским морозам судили, насколько «правильным», то есть благополучным, будет год.

Ярославская невеста
В начале XX столетия Крещение отмечалось в Ярославле особенно пышно и торжественно, а обряд водосвятия в крещенскую ночь неизменно собирал огромное количество народа. Крещенская иордань традиционно устраивалась на льду Которосли близ церкви Богоявления. Дело в том, что, по церковному преданию, именно здесь, неподалеку от языческого капища, посвященного богу Велесу, в XI веке происходило крещение местных язычников. В память об этом событии на берегу Которосли и была воздвигнута деревянная Богоявленская церковь, а в 1684 году на средства ярославского купца «гостиной сотни» Алексея Зубчанинова здесь был построен каменный храм. За роскошное убранство эту церковь часто величали «ярославской барышней» или «ярославской невестой». Дело в том, что в старину лучшим платьем для каждой девушки был красный украшенный вышивкой сарафан. Его надевали по великим праздникам, в нем выходили замуж. И именно такой украшенный лентами изразцов праздничный «наряд» был у церкви Богоявления. Будто бы на зависть гостям Богоявленская церковь была поставлена на въезде в Ярославль со стороны Москвы и по сей день неизменно привлекает взоры всех, кто приезжает в наш город по Московскому тракту.

Яблоку было негде упасть
В начале XX века праздничная крещенская служба с участием высших военных и гражданских чинов чаще проводилась в церкви Ярославских Чудотворцев, что в Спасском монастыре. И сам храм, и лестницы, и притворы заполнялись горожанами до предела. После совершения Божественной литургии многочисленное духовенство при полном хоре архиерейских певчих, облаченных в парадные кафтаны, в присутствии хоругвеносцев направлялось к сооруженной на Которосли иордани. Вся Богоявленская площадь и прилегающие улицы, не говоря уже о набережной, были буквально усеяны публикой. Вместе с процессией по площади двигались войска местного гарнизона с музыкой и развернутыми знаменами, а к моменту погружения креста в воздух выпускалась стая белых голубей.
Езда и движение трамвая по площади надолго прекращались, но даже несмотря на оцепление полиции церковным иерархам порой трудно было пробраться сквозь толпу к реке. Не обходилось и без эксцессов: «От нахлынувшей во время шествия процессии на иордань публики, – сообщала газета «Северный край» в 1903 году, – толстый слой льда на Которосли осел и дал трещины. В прорубь бросились двое богомольцев, которые несколько секунд пробыли в воде, держась за доски…»

Трапеза в сочельник
В Крещенский сочельник не накрывали на стол «до воды» – то есть до ее оcвящения (около двух часов пополудни). Вечером сперва пили принесенную из церкви святую воду, затем приступали к постному ужину. По материалам этнографических исследований начала XX века мы можем сегодня получить точное представление о нехитром праздничном меню ярославского крестьянина. В Крещенский сочельник в зажиточном доме обычно ели капусту с рубленым картофелем и льняным маслом, грибы, пшенную кашу и клюквенный кисель вместо традиционной кутьи.
Зато угощение в праздничный день было особенно обильным. На стол ставили студень, щи и похлебку с мясом, жаренный в сале картофель, кашу с молоком и, конечно, чай с пирогами.
Горожане, меньше придерживавшиеся традиций, отмечали Крещение каждый на свой лад – в зависимости от вкуса и толщины кошелька. По воспоминаниям ярославца Сергея Дмитриева, строгий пост в сочельник выдерживали в Ярославле лишь немногие купцы, сторонники старых порядков. В частности, в доме Огняновых, где сам Дмитриев служил в юности, не садились за стол до того, как из храма не принесут освященную воду. Обносили водой всех членов семьи и дворню и лишь затем приступали к трапезе.
В наши дни крещенские традиции возрождаются, а сам праздник становится в Ярославле все популярнее. У современных ярославцев есть любимые места, где собираются жаждущие очищения в крещенской воде: на реке Которосли, напротив Спасского монастыря, на Петропавловском пруду и, конечно, на Волге, близ знаменитой Толгской обители.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Из истории  А Дунайку спрятали в трубы 14.04.2010 Евгений ЖОРНИКОВ и Владимир ДОРОГОВ только вышли из кабинета первого секретаря Ярославского обкома КПСС. Стояли у двери, в руках был указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании в Ярославле Фрунзенского района. А в ушах еще звучало лощенковское: «Идите и создавайте район. Ты, Евгений, будешь председателем райисполкома, а ты, Владимир, возглавишь райком партии». Район номер пятьВ 1975 году в Ярославле было четыре района: Кировский, Ленинский, Заволжский и Красноперекопский. Последний был очень большой и поэтому трудноуправляемый. Тогдашний главный коммунист области Федор Лощенков за полгода пролоббировал в Москве разделение района. Не мудрствуя лукаво, нож административной реформы прошелся по Московскому проспекту. Все, что слева (если стоять лицом к выезду из города), стало Фрунзенским районом, а то, что справа, осталось Красноперекопским. Была идея назвать его Закоторосльным, но выговаривать такое трудно. Приволжский район – тоже не прошло, схожий по названию Заволжский уже существовал. И раскопали в архивах информацию, что был у нас когда­то в городе полководец Михаил Фрунзе. Заезжал в Красноперекопский район. Военачальник он был знатный, имя на слуху, в честь него города и улицы называли, что же району его фамилию не дать.    Из истории  Мой дом назывался Северным 31.08.2010 Думаю, немногие из читателей «Городских новостей» знают, как выглядел район Липовой горы в 20 – 30 годах прошлого века. А я вот помню! Мне в этом году исполнилось 94 года, но память, слава богу, пока не подводит. И вот что я хочу вам рассказать.

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами г. Ярославль.
Подробнее.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: