05:25 Понедельник, 22 Июля 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Секреты российской истории

21 Декабря 2011
Если Новый год мы, россияне, встречаем вместе со всей планетой, то праздник Рождества Христова в нашей стране отмечается позднее, чем в западных странах. И очень многие наши читатели спрашивают, почему так происходит. А секрет этого несовпадения кроется в российской истории, богатой на загадки и парадоксы.

Ошибка Юлия Цезаря
Все началось почти 2000 лет назад, когда знаменитый Юлий Цезарь ввел в обиход календарь, названный по имени императора Юлианским. По подсчетам астрономов, год – то есть полный оборот Земли вокруг солнца – составлял 365 дней и 6 часов. Такое число было, конечно, неудобным, поэтому обычный год в Юлианском календаре составил 365 дней. А чтобы учесть «лишние» 6 часов, каждый четвертый год увеличивался ровно на одни сутки – 29 февраля. Такие годы, как мы знаем, принято называть високосными.
Загвоздка заключалась в том, что подсчет астрономов Юлия Цезаря оказался не совсем верен. Разница состояла всего в 11 минутах. Но за полторы тысячи лет таких минут набежало на целых десять дней! В средние века смещение календаря стало заметно не только ученым. Например, праздник Рождества, поначалу совпадавший с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигался в сторону весны. Поэтому в 1582 году Папа Римский Григорий XIII приказал выбросить из календаря эти десять суток. Новый календарь, или «новый стиль», прозванный Григорианским, был со временем принят в большинстве стран Западной Европы, а затем и Америки.
А вот Россия на поводу у католиков не пошла. Не согласившись с поправкой, сделанной Папой Римским, наша страна продолжала жить по календарю Юлианскому. Разница между старым и новым стилем тем временем продолжала накапливаться. В XIX веке она составляла уже 12 суток, а в XX столетии – 13. Таким образом, пересекая границу европейских государств, российские дипломаты и путешественники порой «перескакивали» в другой месяц, а то и год.

По старому и по новому
Октябрьская революция 1917 года ставила конечной своей целью революцию мировую. Для полного взаимопонимания между пролетариями всех стран необходимо было выравнять и календари. Поэтому в феврале 1918 года декретом Совнаркома за подписью В.И. Ленина советская Россия перешла на новый стиль. Без парадоксов, конечно, не обошлось. Например, годовщину революции стали отмечать по новому стилю – 7 ноября, а величали ее по-­прежнему Октябрьской. Зато летоисчисление государства отныне было приобщено к европейскому и американскому.
Однако православная церковь не признала большевистской реформы календаря и по сей день остается верна традициям, продолжая жить по старому стилю. Именно поэтому церковные праздники передвинулись в светском календаре почти на две недели. Рождество в России теперь отмечается не 25 декабря, а 7 января и с католическим не совпадает. А с учетом того, что разница между стилями продолжает постепенно расти, в XXII веке наши потомки должны будут отмечать Рождество уже 8 января.
Новый год – дело иное. Это праздник светского характера, напрямую связанный с принятой в стране системой летоисчисления, поэтому и датируется он по Григорианскому календарю. Зато, пожалуй, только в России его можно встречать дважды – как по новому стилю, так и по ста­рому!

В день зимнего солнцестояния
Рождество Христово празднуют 25 декабря все западные христиане, и не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник более чем в 100 странах мира.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к IV веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником Рождения Солнца Непобедимого, который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием. Согласно одной из современных гипотез выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря), соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Из истории  Недаром помнит вся Россия... 18.10.2011 О том, что Ярославль имеет полное право претендовать на почетное звание «Город воинской славы», говорят и события ХIX века.Отечественная война 1812 года стала одним из самых серьезных испытаний, выпавших на долю России. Победа в ней изменила и ход мировой истории, и самосознание русского народа. Ярославцы тоже внесли свою лепту в эту победу, храбро сражаясь на полях брани, отдавая все силы на защиту Родины. В ярославской семье Шапошниковых нашли уникальные фотографии Из истории  В ярославской семье Шапошниковых нашли уникальные фотографии 25.03.2019 Уникальные снимки нашлись в семейном архиве ярославской семьи Шапошниковых. На снимках запечатлены банкиры первых годов прошлого века. На одной из групповых фотографий бухгалтер Ярославского отделения Госбанка Михаил Константинович Шапошников.  Копия фотографии передана в Ярославский музей-заповедник для исследования и экспозиции.
Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: