10:36
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 января 2011

Старый Новый год

Январь, пожалуй, самый веселый месяц в нашем календаре. Не успели отшуметь новогодние праздники, как надо старый Новый год встречать. И хотя мы с детства и знаем и любим этот праздник, далеко не все могут понять, откуда он взялся, а иностранцев, приезжающих в Россию, старый Новый год и вовсе вводит в ступор. Об истории этого праздника и о том, как в дореволюционном Ярославле отмечали 14 января Новый год, который совпадал с Васильевым днем, и пойдет наш рассказ.

Россия – удивительная страна, здесь даже новогодняя ночь бывает дважды в году. Переход на григорианский календарь был утвержден в нашем государстве почти столетие назад, но россияне попрежнему отмечают наступление нового года и в ночь с 31 декабря на 1 января, и «по старому стилю» – с 13 на 14 января. Старый Новый год каждый отмечает посвоему: кто­то шумным застольем, кто­то в тихом семейном кругу. Однако, пожалуй, логичнее и интереснее всего отмечать этот удивительный праздник именно так, как отмечали его в старину – по традициям наших предков.

Новый год три раза в год
Если следовать заветам прадедов совсем строго, то наступление нового года нам следовало бы отмечать трижды в год. Все дело в том, что вопрос о точке отсчета в русском календаре долгое время оставался спорным, а празднование Нового года кочевало из весны в осень, а из осени в зиму. У древних руссов, так же как и у иудеев, греков и римлян, смена года совпадала с пробуждением природы и была приурочена к марту. В 1492 году Иван III утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому новый год начинался 1 января, а летоисчисление велось не постарому — от «сотворения мира», а поевропейски — от Рождества Христова. Так, 7208 год стал годом 1700м. По замыслу царя праздновать Новый год надлежало целую неделю, распахнув двери перед гостями, зажигать ночью праздничную «иллюминацию» из костров прямо на улицах, украшать дома плошками с горящим маслом и – на европейский манер – ставить во дворах еловые или сосновые деревья.
Новогодние традиции, заложенные Петром, в большинстве своем сохранились до наших дней. Однако в 1918 году в празднование «Новолетия» были внесены существенные коррективы. Новая реформа привела Россию к общемировому календарю. С тех пор у нас существует гражданское – всем привычное исчисление и церковное – с плюсом 13 дней. Так появился старый и новый стиль, а вместе с ними и удивительный праздник с парадоксальным названием «Старый Новый Год».

В день святого Василия
По православному календарю, 14 января (а по старому стилю 1 января) отмечается день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского. Этот святой, живший в Малой Азии в IV веке, вошел в историю как пламенный проповедник христианских идей и борец с ересью. По преданию, именно он первым повелел закрывать алтарь завесой, поспособствовав тем самым появлению церковного иконостаса. В дореволюционной России день памяти святого Василия, совпадая с наступлением нового года, стал одной из важнейших по значению дат календаря. В народной колядке говорилось о том, как в святки идут три братцапраздника:
«Первый­-то братец –
Рождество Христово,
Второй­то братец –
Крещение Господне,
Третий­то братец –
Василий Кесарийский».
Канун Васильева дня называли в народе Васильев, или Щедрый вечер. В это время по улицам с песнями ходили ряженые, девицы на выданье гадали, а хозяйки старались наготовить как можно больше еды, потому что верили – чем богаче стол на Васильев вечер, тем лучше будет наступающий новый год.
Трапеза Васильева дня была ночной, и главным ее героем по традиции выступал зажаренный целиком поросенок (в домах победнее – куски свинины). Не случайно сложилась поговорка «свинку да боровка для Васильева вечерка», а самого святого прозвали «свинятником». Непременным атрибутом праздника считалось и обилие колбас на столе. Начиная семейный ужин, хозяин дома «ломал кесаретского» – то есть отделял для себя голову поросенка, а остальным раздавал по куску, не отрезая, а разламывая мясо руками.
Вполне возможно, обычай подавать на стол поросенка в день святого Василия связан с поверьями наших предков, считавших cвинью нечистым животным. Святой должен был «разрешить» употреблять в пищу свинину, и как говорилось в поговорке: «Нечиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинкущетинку огонь подпалит, а Василий зимний освятит».

Новый год по-ярославски
Встреча Нового года в Ярославской губернии, как и Рождество, оставалась глубоко семейным праздником. Однако в начале XX века, когда обычаи соблюдались уже не так строго, Новый год все чаще воспринимался как повод повеселиться и встретиться с друзьями. Ярославские дворяне и чиновники в канун Нового года нередко устраивали благотворительные балы и собрания. Зажиточные горожане, приглашая в гости родственников и знакомых, коротали Васильев вечер за чинной беседой и застольем, а иногда нанимали музыкантов. Молодое поколение независимо от социального статуса предпочитало на Новый год собираться в компании. Иные, облачившись в лучшие костюмы, фланировали по центральным улицам или катались по городу на тройках. Другие, собравшись за красным вином или водкой, встречали Новый год с «протяжными песнями», играми и танцами, среди которых особенно популярны были кадриль, лансье и знаменитый «казачок».
А вот ярославские торговцы предпочитали проводить канун Нового года за работой. Существовало «предание», что если в Новый год не поторгуешь – весь год выручки не жди, поэтому 31 декабря лавки были открыты. Как и в наши дни, новогодняя ночь становилась временем единения, доброты и надежды на лучшее. Богачи объезжали с подарками приюты, богадельни и тюрьмы, передавали в городские больницы белье и теплую одежду. Купцы садились за общий стол со своими служащими, угощая их вином, закусками и чаем. Васильев вечер объединял под своим волшебным покровом всех – богатых и бедных, старых и молодых. И даже сегодня, когда традиции стираются из памяти, а календарь сбивает с толку, ночь на старый Новый год попрежнему кажется особенной. Этот «лишний», неофициальный, немного странный праздник, пожалуй, самый трогательный в святочном хороводе увеселений и торжеств. И, как и много лет назад, хочется провести его подомашнему, без суеты и спешки, с родными и дорогими людьми.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать