00:22
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 апреля 2011

Торжество науки над стихией

В наши дни никого не удивишь благами цивилизации и о таких простых вещах, как вода из крана, мы задумываемся, лишь узнав об очередном повышении тарифов или плановом отключении водоснабжения. Однако водопровод в Ярославле появился сравнительно недавно – в конце XIX века. Прежде чем попасть в дома ярославцев, обычной волжской воде пришлось преодолеть немало препятствий.

До сооружения в Ярославле водопровода население пользовалось водой из колодцев или покупало ее бочками из Волги и Которосли. Зачастую Ярославль, расположенный между двух рек, жестоко страдал от нехватки воды во время пожаров или эпидемий. Министерство внутренних дел еще в 1860 году рекомендовало ярославским властям озаботиться устройством водопровода, а вместе с ним и необходимого количества пожарных кранов. Однако средств на благоустройство городов хронически не хватало, и Ярославль в этом плане не был исключением. Даже в конце XIX века, когда в России насчитывалось более тысячи городов, такая роскошь, как водопровод, существовала лишь в каждом пятом.
Впервые об организации системы водоснабжения в Ярославле заговорил городской голова, богатый купец и фабрикант
П.И. Лопатин. В 1862 году, следуя пожеланиям императора Александра II, он вынес на обсуждение Ярославского городского общества предложение об устройстве водопровода. Однако ярославские домовладельцы, «вполне осознавая пользу» данного предприятия, вынуждены были констатировать, что город просто не располагает суммами, необходимыми для его устройства.
Лишь спустя 13 лет город снова вернулся к идее водопровода и на этот раз подошел к проблеме более обстоятельно. По заданию городской Думы инженер К.К. Мельников тщательно изучил рельеф местности в Ярославле и его окрестностях. Он пытался отыскать такую возвышенность, высота которой позволила бы подавать воду в город без содействия паровой машины. В своих изысканиях Мельников обратил внимание на южную окраину Ярославля, где имелись две высокие горы. Поклонная, или Крестовая, гора (ныне микрорайон Кресты) издавна служила одной из лучших видовых площадок на подъезде к Ярославлю со стороны Москвы. Вторая гора, Лучинская, находилась чуть в стороне от Московского тракта (неподалеку от Новоселок), но высота ее также была внушительной. Церковь Иоакима и Анны в селе Лучинском и по сей день хорошо видна как со стороны города, так и с московской дороги.

Тем не менее ярославского инженера результаты исследований разочаровали. Лучинская гора оказалась на 41 сажень (87 м)
выше «американского» моста через Которосль. Однако почвенные воды в этой местности находились глубоко, что уменьшало высоту. Крестовая гора была еще ниже. Вывод инженера Мельникова был однозначен – обойтись без паровых машин Ярославлю не удастся.
Оставался еще вариант забора воды из Волги. Однако, по подсчетам Мельникова, это обошлось бы городу почти в 500 тысяч рублей, и Дума эту идею отвергла. Разработка нового, экономичного проекта была поручена столичным инженерам Александру Рылееву и Оресту Вяземскому. Согласно их плану вода, поднимавшаяся из Волги с помощью трех паровых машин, поступала в резервуар, расположенный на высоте 9,5 сажени (20 м). Водонапорную башню планировалось установить на Лесной площади (сегодня – район кинотеатра «Родина»). Из резервуара вода по сети чугунных труб поступала бы в центральные кварталы города.
Проект Рылеева – Вяземского Думе понравился, но грянула Русско­турецкая война, и о благоустройстве города на время забыли. Лишь в 1879 году городские власти открыли «конкурс» на строительство ярославского водопровода, обратившись к потенциальным подрядчикам. Самыми интересными были признаны предложения предпринимателя Ф.Сандерса и инженера К. Дилля.
Англичанин Сандерс собирался строить водопровод по уже одобренному проекту Вяземского, однако запросил слишком много – 750 тысяч. Прусский подданный Карл Карлович Дилль за скорой выгодой не гнался. Водопровод он предложил построить за свой счет с правом эксплуатации сооружения в течение последующих 45 лет. Будучи автором и строителем Киевского, Курского и Гродненского водопроводов, Дилль располагал солидным опытом в этом деле и предложил ярославцам свои дополнения к проекту. По мнению Дилля, воду, забираемую из Волги, необходимо было подвергать искусственной фильтрации, а водопроводные трубы протянуть не только в центральные кварталы, но и в Закоторосльную часть города. Не забыл Дилль и об украшении Ярославля, предложив устроить в центре два фонтана.

Ярославские власти всерьез заинтересовались предложением немца, однако исторические события вновь отложили строительство водной артерии города. В марте 1881 года произошло убийство императора Александра II, и последовавшие политические события тяжело отразились как на положении торгово­промышленного кредита, так и на деятельности городского самоуправления.
Только с появлением в должности ярославского городского головы неутомимого энтузиаста И.А. Вахромеева дело сдвинулось с мертвой точки. Проект Дилля с учетом сложной финансовой обстановки был удешевлен. Общая стоимость работ составила чуть более 100 тысяч рублей. Мечтой Дилля об искусственной фильтрации воды на время пришлось пожертвовать. Да и за Которосль водопроводная сеть не шагнула. И все же лед тронулся. 11 мая 1882 года строительство началось. Работы осуществлял еще один немец – инженер­механик Август Тиле. К началу 1883 года были построены водоподъемный колодец на берегу Волги, три осадочных резервуара и здание насосной станции с паровой машиной мощностью 50 лошадиных сил.
30 января 1883 года «Ярославские губернские ведомости» сообщили о торжественном открытии водопровода: «в местности, носящей название Таборов, совершено было молебствие при большом стечении публики. При окончании его паровая машина спокойно, без малейшего шума пришла в движение и работа началась». Сегодняшнему читателю адрес, указанный в заметке, может показаться странным. Дело в том, что Таборами в Ярославле называли район на месте пересечения современных проспекта Ленина и улицы Республиканской. Здесь в 1612 году табором (лагерем) располагались отряды Минина и Пожарского, собираясь с силами перед походом на Москву. Кстати, Таборская улица, напоминавшая о знаменитом ополчении, существовала в этом квартале вплоть до 1990х годов.

Если водоподъемник размещался в Таборах (там, где теперь Центральная водопроводная станция), то по поводу размещения водопроводной башни мнения расходились. Проект Вяземского, если помним, предлагал для строительства вышки Лесную площадь. Дилль поначалу хотел построить ее в районе нынешнего ТЮЗа. Решение, принятое в итоге, было и экономичным, и весьма остроумным. Ярославцы вовсе отказались от строительства специальной вышки, водрузив водонапорный бак на уже имеющуюся в городе Знаменскую башню. Под старость лет древнее крепостное сооружение вновь послужило городу и даже похорошело, кокетливо прикрыв резервуар стилизованной под старину надстройкой.
На открытии водопровода И.А. Вахромеев с гордостью отмечал: «Выполнение такого громадного мероприятия представляет нам полное торжество науки над стихией. Изобилие воды в каждом удаленном уголке Ярославля облегчит хозяйственные заботы, послужит к оздоровлению городской местности и в особенности к охранению имущества граждан от гибельных пожаров». На торжественном обеде в Думе, как сообщали газеты, «Тостов предлагалось много… и за губернатора, и за представителей судебной власти, и за военных…». 60летняя эпопея со строительством водопровода закончилась, и как великий праздник ярославцы встречали привычное для нас явление – воду, спешащую по трубам в дома и квартиры.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать