04:59 Четверг, 27 Февраля 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Три русских Спаса

17 Августа 2010
В августе мы отмечаем три Спаса: 14 августа – Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас, главный, 29 августа – Ореховый, или Хлебный Спас. Они неодинаковы по своей значимости, однако у всех трех Спасов поводы для торжества связаны со Спасителем.

Разговлялись медом
Первый называется Спас Мокрый, или Спас Медовый. Второй Спас – 19 августа, в праздник Преображения. А третий Спас отмечается 29 августа, на следующий день после большого праздника Успения Богоматери, в день памяти Божией Матери. На протяжении веков каждый из Спасов был определенным ориентиром в работах на земле, уборке урожая и подготовке к осени и зиме. Медовый Спас для православных людей также был связан с крещением Руси в 988 году – в этот день верующие стремились приложиться к частице Животворящего Креста Господня или окунуться в реку после водосвятия: считалось, что так можно очиститься от грехов и защитить себя от болезней: «На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся». А еще в старину было такое присловье: «Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают». В конце августа начинались ярмарки.
На первый Спас «подрезали» соты – снимали первый мед в ульях. Часть меда каждый пасечник относил в церковь для освящения. Этим медом затем разговлялись все прихожане: «На первый Спас и нищий медку попробует». К первому меду русские хозяйки по традиции пекли пироги с пшенной кашей или сладкой начинкой.

Ставили свечку Господу
Оригинальное название ярославской старинной церкви «Спас на Городу», отмечающей свой престольный праздник 14 августа, интригует и озадачивает. Неужели прочие ярославские церкви строились не в городе? Однако разгадка проста: церковь эта разделяла два города: рубленый город, то есть древний Ярославский кремль, обнесенный деревянными стенами, и земляной город – посад, защищенный по внешней границе земляным валом. На месте городских укреплений, или на «городу», как говорили в старину, и выросла нарядная церковь Спаса. Возведена она была в 1672 году усердием прихода, в складчину. Жертвовали деньги на храм и богатые купцы. Дело в том, что в XVII веке на этом месте, близ древнего Ярославского кремля, шумела огромная торговая площадь, тянувшаяся до Волги. Вся она была тесно застроена торговыми рядами и амбарами. Одних только рыбных лавок здесь насчитывалось 48! Иконный ряд соседствовал с тележным, юхотный (кожевенный) – с мучным, шубный – с суконным. Здесь же располагались денежный двор (место сбора пошлины) и кружечный двор (место казенной продажи спиртных напитков). Торговали не только ярославцы, но и заезжие купцы – немцы, французы, голландцы, испанцы и даже два индийца. Не удивительно, что церковь посреди торговой площади звали также и Спасом на Торгу. Возможно, удачливые купцы ставили здесь свечку Господу в благодарность за выгодную сделку.

И колокол, и яблоко
Еще дореволюционный путеводитель по Ярославлю рекомендовал гостям города посмотреть на захватывающее зрелище – процесс отливки колокола. И вот в 1992 году ярославцы сумели возродить эту традицию, и теперь раз в году, 19 августа, в большой православный праздник Преображения, который в народе называют Яблочным Спасом, можно воочию увидеть завораживающее действо – отливку колокола. Происходит это во время фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение» на территории историкоархитектурного музеязаповедника. Главный день фестиваля – конечно же, 19 августа, день Преображения Господня, Яблочный Спас. Не случайно на эмблеме фестиваля сплетаются колокол и яблоко. В этот день в СпасоПреображенском соборе проходит молебен на освящение плодов, и все, кто пожалует в монастырь, угощаются вкуснейшими наливными яблоками, выращенными специально для праздника.

Колокольных дел мастера
Колокола в Ярославле – особая страница истории. Именно в нашем городе располагался до революции известный на всю страну колокольный завод Оловянишниковых. Не было в России губернии, где не звучали бы оловянишниковские колокола – их заказывали и привередливые столичные соборы, и скромные сельские храмы.
Сама фамилия этой купеческой династии красноречиво свидетельствует о ее стаже в колокольном деле. В переписных книгах Ярославля начала XVIII века сохранилась запись о литейщике Осипе, который «делает оловянишное и сидит в лавке в овощном ряду». Правнук Осипа Порфирий Оловянишников имел уже собственный медный завод, удостоившийся посещения императора Александра I.
Небольшая литейная мастерская с единственной плавильной печью превратилась со временем в солидное предприятие, оснащенное по последнему слову техники и специализирующееся исключительно на колоколах. Колокольный завод Оловянишниковых стал гордостью Ярославля. Передававшийся из поколения в поколение особый метод литья снискал оловянишниковским колоколам всероссийскую известность и многочисленные награды международных выставок, а научный труд Николая Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедший в 1907 году, остается актуальным и в наши дни. Товариществу «П.И. Оловянишников и сыновья», образованному в 1868 году, принадлежали также свинцовобелильный завод, ставший впоследствии основой современной «Лакокраски», шелковая мануфактура и фабрика церковной утвари.
Среди предприятий товарищества колокольное производство было самым затратным и рискованным. Однако колоколами Оловянишниковы занимались не ради прибыли.
Будучи одной из богатейших семей Ярославля, Оловянишниковы немало сделали для родного города. На их средства были построены каменный мост через Которосль в районе СпасоПреображенского монастыря, несколько богаделен и больниц. Рабочие заводов товарищества Оловянишниковых были самыми высокооплачиваемыми в Ярославле. Известен случай, когда мастер колокололитейного цеха за несколько лет сумел скопить сумму, достаточную для строительства храма в родном селе.

Ореховый, или Холщовый
А вот лесными орешками в Ярославской губернии лакомились 29 августа – на Ореховый Спас. По приметам лесной орех поспевал именно к этому дню и крестьяне начинали заготавливать его на зиму. Об орехе ярославские крестьяне говорили уважительно: «Нет ни окон, ни дверей, посредине – архиерей». Называли 29 августа и Холщовым Спасом. Считалось, что этот день благоприятен для торговли полотнами и холстами. Во многих селах губернии, где было развито текстильное ремесло, устраивали ярмарки, на которые отовсюду свозились домотканые холсты. Называли этот день и Хлебным Спасом, потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли первый каравай нового хлеба и пироги из муки нового урожая: «Третий Спас хлеба припас». После третьего Спаса улетают последние ласточки. Хорош третий Спас – зимой будет квас.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Потому, потому, что мы пилоты Из истории  Потому, потому, что мы пилоты 12.03.2014 Ярославский ТЮЗ порадовал зрителей очередной  премьерой. Главный режиссер театра Игорь Ларин выбрал для постановки музыкальной комедии пьесу Марка Самойлова «Я люблю тебя, эскадрилья».  В 1945 году по этому произведению был снят один из самых популярных и любимых в стране кинофильмов «Небесный тихоход». Там, где бывал поэт    Из истории  Там, где бывал поэт 09.07.2014 В минувшие выходные в Карабихе прошел традиционный Некрасовский праздник поэзии, захвативший на этот раз и село Вятское. Впрочем, у современных ярославцев немало возможностей ощутить причастность к творчеству великого земляка. И бульвары, и старинные здания Ярославля хранят вехи непростой судьбы прославленного русского поэта. Сегодня «Городские новости» приглашают читателей прогуляться по некрасовским местам древнего Ярославля.

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами г. Ярославль.
Подробнее.

Вы выписываете бумажные издания?

Нет, не выписываю и не покупаю
1662 (61%)

Нет, не выписываю, но покупаю
693 (26%)

Да, выписываю
349 (13%)

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: