17:54
вторник,
10 сентября 2024 г.
24.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 января 2011

Удивительный купец Градусов

На старинном дореволюционном снимке – знакомый перекресток Московского проспекта и Большой Федоровской. Изменилось немного: лишь канула в небытие деревянная часовенка да исчезли рельсы трамвая. Присмотревшись, на двухэтажном поныне здравствующем доме можно прочесть вывеску: «Гостиница и номера Градусова». Даже спустя сто лет эта фамилия кажется знакомой.

Многие ярославцы еще помнят, что прежде весь этот квартал называли Градусово. В том, что обычному купцу уготована была столь долгая память и какой след оставил он в облике города, мы попробуем разобраться вместе.

Почти что Диккенс
К началу XX века купцу Николаю Михайловичу Градусову принадлежал целый комплекс домовладений за Которослью – доходные дома, магазины, гостиница и трактир с винным погребом. Жизнь и приключения Николая Градусова больше походили на сюжеты Диккенса, чем на биографию солидного предпринимателя. Согласно метрике будущий купец был незаконнорожденным сыном крепостной девки Александры из деревни Головино Ярославского уезда. Об отце Николая история умалчивает, но, вероятно, неспроста Александре и ее сыну вскоре была дарована вольная. В 1850 году молодая женщина переехала в Ярославль, и, очевидно, не без «алиментов», поскольку в переписи 1854 года Александра Градусова значится уже как «содержательница постоялого двора» с годовым оборотом 100 рублей. Через несколько лет предприимчивая мать­одиночка вышла замуж. Возможно, судьба незаконнорожденного пасынка при новом главе семьи была бы незавидной, но 18­летнего Николая решил усыновить богатый родственник Михаил Андреевич Градусов, обладавший капиталом в 6000 рублей, трактиром и молочной лавкой. После его смерти приемыш Николай оказался единственным наследником градусовского состояния и, выгодно женившись на купеческой дочке, вступил в ряды торговой элиты Ярославля.

Владелец «Метрополя»
Приумножив полученное наследство, Градусов оказался к старости владельцем бакалейной лавки, трактира с винным погребом, нескольких доходных домов и даже небольшой гостиницы с гордым названием «Метрополь». Звучное имя градусовской гостиницы явно было рассчитано на богатого столичного клиента, однако останавливались здесь в основном командировочные и разночинцы, прибывавшие в Ярославль поездом. Цены у Градусова были вполне умеренные, а от вокзала – рукой подать.
Безусловно, Николай Михайлович был не единственным бизнесменом, оценившим туристический потенциал привокзального района. Изрядную конкуренцию «Метрополю» составлял отель «Англия», что располагался на противоположной стороне Московской улицы. Любопытно, что в наши дни в район Градусова вновь возвращается гостиничный бизнес. Буквально в двух шагах от бывшего «Метрополя» в 2010 году открылся новый отель – «Святой Георгий».

Сказочный терем
Судя по всему, Николай Градусов отличался не только коммерческой сметкой, но и отзывчивым сердцем. На склоне лет он решил открыть на свои средства детский приют и с этой целью начал в 1903 году строительство специального каменного здания. Двухэтажный дом, удивительно похожий на сказочный терем, был возведен в так называемом русском стиле, модном на рубеже XIX столетия. Щедро украшенный замысловатым каменным узором и фигурными наличниками, он невольно привлекал взор и стал подлинной изюминкой Большой Федоровской улицы. По традиции того времени в учебных заведениях нередко устраивались домовые церкви, где все учащиеся собирались на молебен. От наличия собственного храма в некоторой степени зависел престиж учреждения. По распоряжению Николая Градусова домовая церковь предусматривалась и в будущем приюте. Небольшая главка над входом стала ярким акцентом в облике здания, а посвящение храма Николаю Чудотворцу было вполне логичным. Видимо, так купец Градусов благодарил своего святого за счастливую судьбу.
За два года здание было практически готово, однако на момент окончания строительства планы по его использованию изменились. Дело в том, что в Ярославле начала ХХ в. катастрофически не хватало учебных заведений начальной ступени. Единственное в 80­тысячном городе трехклассное училище на Волжской набережной не справлялось с нагрузкой и в 1905 году было вынуждено отвергнуть более ста заявлений абитуриентов. Н.М. Градусов обратился в Городскую думу с инициативой открытия второго училища в Закоторосльной части Ярославля. Для этой цели он предложил только что отстроенное им здание, взяв все расходы по его содержанию на себя. Цена даримого городу имущества составляла 100 тысяч рублей. Единственное условие, которое меценат ставил перед городскими властями, заключалось в присвоении училищу имени ярославского купца Градусова. Однако не станем строго судить крестьянского бастарда за безобидное тщеславие.

Неожиданная находка
В 1906 году новое училище открыло двери для учеников. Поступали в училище мальчишки из рабочих семей. В отчетах педагогов отмечалось, что «весь контингент учащихся представляет собой массу недисциплинированную и мало воспитанную, так что требуется со стороны воспитателей много труда и внимания». Выступая в качестве попечителя училища, Градусов ввел в курс обучения уроки гигиены, организовал для фабричных сорванцов читальню и небольшой оркестр.
Построенное Градусовым здание несколько десятилетий верно служило ярославским школьникам, а после Великой Отечественной войны в нем разместилось художественное училище. В советское время не принято было вспоминать меценатов прошлого, но недавняя неожиданная находка помогла воскресить имя Градусова в ярославской истории. В 1998 году в художественном училище, расположившемся в стенах бывшей градусовской школы, под одним из классов обнаружили таинственные ступеньки, ведущие вниз. Как выяснилось, именно в этом помещении располагалась прежде церковь Николая Чудотворца. Ступеньки же вели в расположенный под ней склеп. Здесь согласно завещанию и был похоронен попечитель училища Николай Михайлович Градусов со своей супругой.
Символично, что в помещении бывшей церкви сейчас архив училища, где бережно собираются работы юных ярославских художников. А под ним, в полумраке склепа, строчки эпитафии хранят память о щедром попечителе уютного дома, вырастившего не одно поколение ярославских талантов. И когда вечером в здании слышится таинственный шорох, студенты шутят: «Градусов. С проверкой…».

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать