19:32
четверг,
18 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 июля 2010

В ночь на Ивана Купалу

Сегодня, 7 июля, отмечается любимый народный праздник Иван Купала, который также называют Ивановым днем. Он популярен во всех странах Европы. До Крещения он был приурочен к дню летнего солнцестояния, а с принятием христианства стал отмечаться в день рождения Иоанна Предтечи – Крестителя.

Кто не мечтал в ночь на Ивана Купалу отыскать цветущий папоротник, чтобы осуществить свое заветное желание?! Кажется, ни в одном русском празднике не переплелись так причудливо христианские и языческие обряды, народные поверья и легенды, как в этом веселом и волшебном дне.

Ярославль к этому празднику имеет особое отношение: именно Иоанну Предтече, крестившему Христа, посвящена, пожалуй, самая удивительная из ярославских церквей и именно она в XXI веке оказалась «визитной карточкой» древнего града. На обороте знакомой каждому россиянину купюры достоинством 1000 рублей изображена церковь Иоанна Предтечи. Этот пятнадцатиглавый храм считается вершиной ярославского зодчества ХVII века, и сегодня этот памятник мирового значения охраняется ЮНЭСКО.
Время веники вязать

6 июля, в преддверии Иванова дня, русский народ отмечал именины Аграфены Купальницы, традиционно связанный с началом купального сезона. На Руси верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от нечистой силы. В старину праздник начинался с того, что с утра все от мала до велика мылись в бане. Пол в бане застилали свежей травой и парились различными кореньями и растениями, чтобы восстановить силы и здоровье. Кстати, именно с Аграфены начиналась заготовка банных веников. Считалось, что веники, связанные в этот день, приобретают целительную силу. Обычно веники вязали из березовых веток, однако заготавливали и особые – из веток ольхи, черемухи, липы, смородины, калины, рябины, с добавлением специальных трав и цветов. Русская баня была любима не только в деревне, но и в губернском Ярославле. Вплоть до начала XX века здесь насчитывалось около 500 частных бань и 4 торговые (общественные). «Центральные» бани на Власьевской (ныне ул. Свободы) и Мурановские на Рождественской (ул. Б. Октябрьская) пользовались в Ярославле огромной популярностью. Накануне церковных праздников и особенно перед Ивановым днем сюда целыми возами доставлялись веники из окрестных сел и даже из Костромы. Открывались бани в 5 – 6 часов утра, а закрывались за полночь. Ярославцы любили всласть попариться, уважая труд и талант банщика. После бани ярославцы домой не спешили. Любили отдохнуть с прохладительными напитками в «раздевальне», где «мальчики» подавали квас. Здесь же говорили о том о сем, собравшись компанией. В иных купеческих домах к тому времени уже начинали появляться «мраморные ванны», однако ярославский обыватель оставался верен традиции, воспринимая новшества с сарказмом и недоумением.
Волшебная ночь

Практически все европейские народы верили, что ночь на Ивана Купалу – время таинственное, полное чудес, когда деревья и травы разговаривают друг с другом, а земля открывает тайны своих недр и на месте спрятанных кладов зажигаются огоньки. Знающие люди отправлялись в эту ночь собирать обережные и целебные травы: Иван­даМарью – на защиту от воровства, девясил – для разжигания любви, крапиву – от болей в спине, багульник – от простуды. Главным героем растительного мира на Ивана Купалу считался, конечно же, папоротник. Верили, что в полночь он всего на несколько мгновений раскрывает свой волшебный ярко­огненный цветок, и тот, кто сумеет его сорвать, познает все тайны природы, научится понимать язык зверей и птиц, сможет превращаться в невидимку.

По народным верованиям, в короткую купальскую ночь нельзя было спать. Всюду играли в горелки, водили хороводы, прыгали парами через костры. Кто прыгнет выше – тот и будет счастливее. Парни и девушки гуляли до самого утра, вместе купались в реках.

Но самое главное, нельзя было пропустить рассвет Иванова дня – считалось, что это приносит счастье. На заре, когда вода обладала чудодейственной силой, стремились искупаться все, даже больные и немощные.

Толчковское чудо

Среди ярославских слобод Толчковская была самой большой и процветающей. Жили здесь преимущественно кожевенники, и название поселения, происходившее от глагола «толочь», объяснялось хитрой технологией производства. При выделке кож ярославские мастера использовали истолченную в порошок древесную кору, содержащую дубильные вещества – танины. Шкуры, вымоченные в этом секретном составе, становились на удивление эластичными, а толчковская «красная юфть» (так называли этот мягкий сорт кожи) на столетия оставалась главным товаром «ярославского торгу».

Каждый двор здесь был небольшим заводиком, каждый хозяин – зажиточным, неудивительно, что по честолюбию толчковские мастера не уступали иным купцам. В середине XVII века они задумали воздвигнуть каменный храм, равного которому еще не было в Ярославле. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове возводили всем миром: кто жертвовал слиток серебра, кто торговую лавку, а кто свое усердие для осуществления грандиозной стройки, растянувшейся на целых 16 лет. Cпециально для возведения храма было построено два кирпичных завода, изготовлявших более 140 различных форм лекального кирпича, и каждую пядь церковных стен покрыли изумительными узорами. К 1687 году, когда строительство было завершено, ярославцы ахнули от изумления. Необычным здесь было все – и небывалый размах, и изобилие нарядных изразцов, и «брильянтовый руст» по фасаду, и стройные пятиглавия, венчавшие не только сам храм, но и его боковые приделы. Подлинным шедевром стали и фрески Иоанна Предтечи, созданные артелью «добрых» мастеров во главе с

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать