03:32 Вторник, 10 Декабря 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Вот он, вот он – многотрубный город!

14 Декабря 2010
– Так писал о Ярославле социалистическом одессит Марк Лисянский, известный старшему поколению как поэт-песенник, автор гимна Москвы. Сегодня, когда наш родной город отметил свой 1000-летний юбилей, будет нелишним обратиться к сравнительно недавней советской истории.Передо мной пожелтевшие от времени страницы кандидатской диссертации с лаконичным названием «Ярославль. Экономико­географическая характеристика». Рукописные картосхемы, статистические выкладки дополняют многочисленные фотографии послевоенного промышленного центра. Это уникальное для сегодняшнего дня научное исследование подготовила и успешно защитила Сарра Мироновна Воскобойникова. Словно кадры кинохроники предстают перед нами события первой половины ХХ века. Среди них Первая мировая война, Гражданская война, отразившиеся на экономическом и социальном развитии волжского города. Антибольшевистский мятеж 1918 г. оставил огромные разрушения и пепелища, прежде всего в центральной части города. Прекратилось движение по открытому в 1913 г. железнодорожному мосту через Волгу, связавшему Центральную Россию, Русский Север, Урал и Сибирь. Значительные площади деревянной застройки выгорели, кирпичные здания сохранили следы артиллерийского обстрела. В результате военных действий было уничтожено 20 заводов, остались без жилья около 30 тысяч человек. Семидесятитысячный город нуждался в срочном восстановлении. В кратчайшие сроки был разработан первый в СССР генеральный план «Новый Ярославль» 1920 – 1923 гг. Территория города должна была расшириться более чем в пять раз при сохранении историко­архитектурного наследия. Планом предусматривалось формирование пяти функциональных зон и десяти районов по 30 тысяч жителей в каждом.Своеобразным эталоном градостроения первых пятилеток в советской России явился Бутусовский поселок, которому были приданы формы «первого современного образцового социалистического города с коммунистическим обоснованием всей жизни обитателей и всего городского хозяйства». Согласно расчетам городское население к 1950 г. должно было достичь 300 тысяч человек. Довоенный Ярославль обзавелся пригородами: поселком Текстилей в районе «Красного Перекопа», Пролетарской (Гагаринской) слободой, поселком Яргрэс на Ляпинке, поселком Волгострой в Заволжье, поселком Тормозного завода на Липовой горе, поселком переселенцев из Мологи, поглощенной водами рукотворного Рыбинского моря, на Суздалке. Не имея препятствий для своего территориального роста, Ярославль в виде удлиненного многоугольника раскинулся вдоль берегов Волги. Почти у самой городской черты вздымаются вертикали труб паровозоремонтного, силикатного заводов, «Пролетарской свободы». Западнее – длинные корпуса комбината «Красный Перекоп», к востоку от Московского шоссе – тормозной завод с окружающим его поселком. Левобережная часть заканчивается зданием Ярославской ГРЭС. Еще дальше к северо­западу от города располагается фабрика «Красный перевал», вошедшая в сороковые годы вместе с одноименным рабочим поселком и селом Норским в городскую зону.Быстрый рост промышленности в период «сталинских пятилеток» привел к внутригородским различиям и оформлению шести экономико­географических районов. В это же время происходят изменения и в административно­территориальном устройстве. Постановлением Всесоюзного центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 11 марта 1936 г. на территории Рыбинской и Ярославской губерний, входивших в состав Ивановской промышленной области, образуется Ярославская область в составе 36 районов, 15 городов и 11 рабочих поселков. Ярославль становится областным центром, разделяясь при этом на Кировский, Сталинский, Красноперекопский, Заволжский, Кагановичский и Резинокомбинатский административные районы. Развернулось строительство новых химических производств, в том числе крупнейшего в Европе резино­асбестового комбината, тепловых электростанций, началась реконструкция лакокрасочных заводов. В эти годы Ярославский завод синтетического каучука дал первую в мире промышленную партию готовой продукции. А основанный в начале ХХ в. автомоторный завод выпустил первый в СССР троллейбус и первый самосвал, впоследствии первый дизель­мотор для большегрузных автомобилей и тракторов. Промышленный и текстильно­пищевой Ярославль постепенно приобрел черты крупного советского областного центра. В годы Великой Отечественной войны предприятия города, испытавшего бомбардировки фашистской авиации, продолжали поставлять фронту артиллерийские тягачи, снаряды, автопо­крышки, обувь, белье, обмундирование, пищевые продукты.Строительство автомобильного, расширение асбестового, шинного заводов (последний крупнейший в СССР), предприятий текстильной, пищевой промышленности способствовало развитию водоснабжения, теплофикации, транспортной инфраструктуры, строительству жилья. В районе проспекта Шмидта (ныне проспект Ленина) возник образцовый «Городок резинщиков» с сетью учреждений социально­культурного назначения. Район станции Всполье (вокзал Ярославль­Главный) застроился кирпичными и деревянными строениями: появились поселок машинистов, железнодорожный Кармановский поселок. Некоторую оторванность от правобережной стороны Ярославля испытывало Заволжье. Возникший в предвоенные годы поселок Волгострой был своеобразной архитектурной доминантой в этой части города. Автодорожное сообщение по выстроенному в 1967 году мосту полностью изменило экономико­географическое положение этого района новостроек.Уверенно шагнув во второе тысячелетие, наш Ярославль остается одним из самых заметных промышленных центров России. Александр ЕМЕЛЬЯНОВ, доцент ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, кандидат географических наукВолжский город заметно изменился в 60 – 70-е годы ХХ века. В юго-западном направлении развернулось активное жилищное строительство в районе крупнейшего в Европе Ярославского нефтеперерабаты-вающего завода.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Реклама.

Вы можете разместить вашу рекламу на сайте или в газете.
Подробнее.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: