00:36 Вторник, 11 Мая 2021
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

О правах граждан в сфере оплаты услуг ЖКХ

27 Января 2021
Уважаемые читатели! В новом, 2021 году мы решили продолжить проект «Прямая линия» с читателями «Городских новостей». Как Уполномоченный по правам человека, я продолжу отвечать на важные для вас вопросы в сфере защиты гарантированных Конституцией России прав и свобод. Вы можете задавать их по телефонам (4852) 32-90-78 и 78-60-32. В этом номере я постараюсь дать разъяснения по вопросам, которые неизменно волнуют граждан, – это сфера оплаты услуг ЖКХ. В прошлом году я получил от жителей области 475 обращений о защите права на жилище и благоприятных условий проживания, из них около трети связаны с вопросами ЖКХ. Надеюсь, разъяснения по заданным вами вопросам будут полезны в защите ваших прав и прав других читателей газеты!
Ирина Львовна, г. Рыбинск

– Добрый день! Слышала, что с этого года счетчики по электроэнергии должны будут устанавливать сами энергетики. Так ли это?

Сергей БАБУРКИН:

– Согласно изменениям, внесенным в жилищное законодательство, с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии возложена на гарантирующих поставщиков и сетевые организации. В декабре прошлого года был также внесен ряд изменений в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Они вступили в силу с начала 2021 года и регулируют установку и эксплуатацию приборов учета электроэнергии.

В том числе правила устанавливают следующее:

- Если на 1 апреля 2020 года ваш счетчик вышел из строя, истек срок его эксплуатации или его не было вообще, то гарантирующий поставщик должен его установить и запустить в работу; если к этому времени истек срок поверки счетчика, то вам обязаны установить новый.

- Если же срок поверки истек после 1 апреля 2020 года, гарантирующий поставщик вместо его замены вправе до 1 января 2025 года осуществлять поверку за свой счет.

- В остальных случаях установку, замену, поверку счетчика электроэнергии гарантирующий поставщик должен обеспечить не позднее 6 месяцев с даты получения соответствующей информации о необходимости в этом.

- В отношении приборов учета электрической энергии, установленных в жилых домах (домовладениях), поверку приборов осуществляют сетевые организации.

Потребителю также важно знать, что за нарушение гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) сроков установки, замены, допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии стоимость коммунальной услуги для него снижается за каждый месяц с месяца получения претензии от потребителя до даты допуска прибора к эксплуатацию!

Николай Степанович, пос. Курба

– Уважаемый омбудсмен, подскажите мне, прав ли я в споре с банком. Я пошел в банк оплатить счета за квартиру. В банке с меня взяли комиссию. Правомерны ли такие действия? Являюсь пенсионером. Пенсия и так маленькая, ни на что не хватает.

Сергей БАБУРКИН:

– К сожалению, сейчас в законодательстве Российской Федерации отсутствует запрет на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства. Иными словами, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с человека комиссионное вознаграждение за выполнение таких операций.

Однако очевидно, что это не вполне справедливо – тем более для таких категорий граждан, как Вы, Николай Степанович. Учитывая это, депутаты Государственной Думы РФ подготовили законопроект «О введении запрета на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги», которым предусмотрено, что комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с физических лиц не взимается.

Еще в июне 2020 года я, как Уполномоченный по правам человека, направлял в адрес депутатов Государственной Думы и Уполномоченного по правам человека в РФ свои предложения о поддержке этого важного законопроекта. Сейчас закон прошел первые два чтения и подготовлен к третьему чтению. Будем надеяться, что он будет принят!

Кристина, Ярославль

– Сергей Александрович, помогите разобраться. Мы молодая семья, только недавно начали жить отдельно от родителей, в собственной квартире. Несколько месяцев не получалось оплачивать коммунальные услуги, не хватало денег. Мать предупреждает меня, что дополнительно к долгу за жилищно-коммунальные услуги нам будут еще выставлены пени за неуплату. Так ли это?

Сергей БАБУРКИН:

– Кристина, в 2020 году Правительством Российской Федерации действительно был введен запрет на взыскание с граждан пеней, штрафов и неустоек за несвоевременное внесение платы за ЖКУ. Но с 1 января 2021 года период моратория был окончен. Это значит, что все приостановленные положения законодательства опять подлежат применению, в том числе взыскание пеней за неуплату услуг. Поэтому рекомендую Вам своевременно производить оплату жилищно-коммунальных услуг и осуществлять поверку приборов учета.

Вот два основных правила, которые Вам как потребителям услуг ЖКХ надо соблюдать во избежание дополнительных взысканий:

- ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, вносить плату за ЖКУ (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ);

- обеспечивать проведение поверок приборов учета (за исключением прибора учета электрической энергии) в сроки, установленные технической документацией на прибор учета (п.п. «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Валентина Ивановна, г. Гаврилов-Ям

– Живу в Гаврилов-Яме, но с удовольствием читаю газету «Городские новости» из Ярославля, в ней всегда много интересной и актуальной информации. Сергей Александрович, подскажите теперь и мне, как быть. Я являюсь получателем жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. У меня образовалась задолженность за один месяц, и мне отказали в выплате субсидии. Задолженность образовалась из-за несвоевременной выплаты зарплаты. Работаю у ИП, в связи с пандемией предприятие переживает нелучшее время. Разве это справедливо – за один месяц задолженности лишать субсидии?

Сергей БАБУРКИН:

– Уважаемая Валентина Ивановна! Судя по всему, Вы получаете гарантированную Жилищным кодексом РФ помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в виде субсидии. Согласно положениям ЖК РФ (ст. 159 и ст. 160) в редакции, подлежащей применению в настоящее время, условиями предоставления гражданам указанной помощи на оплату ЖКУ являются:

- отсутствие у гражданина задолженности по оплате ЖКУ;

- в случае возникновения у гражданина задолженности по оплате ЖКУ – заключение и выполнение гражданином соглашения по ее погашению.

Таким образом, в настоящее время субсидии и компенсации не предоставляются гражданам при наличии задолженности, даже если она образовалась за 1 месяц, до ее погашения. Вместе с тем 30 декабря были внесены изменения в ряд законодательных актов, согласно которым в выплате компенсации или предоставлении субсидии гражданину может быть отказано лишь на основании вступившего в силу решения суда, подтверждающего наличие задолженности, которая образовалась за период не более трех лет. Эти изменения вступят в силу с 1 июля 2021 года.

Комментарии

Другие новости раздела «Имеем право»


Лицом к человеку, или о важности личных  приемов Уполномоченного Имеем право  Лицом к человеку, или о важности личных приемов Уполномоченного 20.11.2019 Личные приемы граждан – важнейшая часть работы Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). На личных встречах, беседуя с глазу на глаз с правозащитником, люди напрямую, без посредников делятся с ним своими бедами, проблемами, высказывают мнения о состоянии сферы защиты прав, а порой даже обращаются с предложениями об изменении, совершенствовании механизмов правозащиты. Подводя итоги:  Сергей Бабуркин о работе с обращениями граждан в 2019 году Имеем право  Подводя итоги: Сергей Бабуркин о работе с обращениями граждан в 2019 году 18.12.2019 За 11 месяцев 2019 года к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области Сергею Бабуркину поступило 2188 обращений жителей региона о защите и восстановлении нарушенных прав. С учетом 33 коллективных жалоб общее число граждан, обратившихся к Уполномоченному, составило 3137 человек.

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама