05:48
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 марта 2012

Три часа с будущим президентом

Сегодня, когда выборы президента России признаны состоявшимися и можно смело писать о встречах с кандидатами, не боясь ненароком нарушить избирательное законодательство, мне хочется рассказать о встрече с Владимиром Владимировичем Путиным, которая прошла 29 февраля в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж».

Я вовсе не претендую на официальную хронику, а хочу лишь поделиться своими впечатлениями: впервые мне, как журналисту, удалось так долго и достаточно близко общаться с Путиным.
Зачем на зеркало пенять
Встреча была организована для руководителей региональных народных штабов общественной поддержки кандидата в президенты РФ В.В. Путина, доверенных лиц из регионов, также на нее были приглашены главные редакторы нескольких крупных газет и телекомпаний. Правда, немногочисленные представители СМИ на той встрече предпочитали молчать о своей цеховой принадлежности. Почему? Да потому что каждый второй выступающий заканчивал свою пламенную речь обвинением в адрес журналистов. Первые минут пятнадцать я думала, что это случайность, следующие полчаса воспринимала это как недоразумение, а через час поняла, что это тенденция. СМИ обвиняли во всем том, в чем можно обвинить наше общество в целом: в отсутствии патриотизма, в засилье криминала на экране, в коррупции властей и правоохранительных органов и так далее. А вот представители культуры, напротив, жаловались, что СМИ уделяют им мало внимания.
– А почему нас по телевидению не показывают? А почему к нам журналисты из газет не приезжают?
И почемуто никому в голову не приходило, что СМИ – это зеркало нашего общества! Единственным человеком, который заступился за средства массовой информации, был Путин. Он совершенно спокойно сказал, что СМИ находятся в рыночных условиях и секунды показа вынуждены оценивать в рублях. Возможно, сказал он, стоит подумать о том, чтобы на центральных каналах отказаться от рекламы?!
А судьи кто?
Зал, где проходила встреча, представлял собой что­то вроде амфитеатра: в центре на подиуме кафедра, за которой и находился Владимир Путин, а с четырех сторон возвышались зрительские ряды. Зал вмещал человек 500 – 600, не больше, так что при желании можно было внимательно рассмотреть каждого. Было очень много знаменитостей, доверенных лиц кандидата Путина. Были просто известные журналисты и политики вроде Глеба Павловского, который является главой Фонда эффективной политики и как политолог часто выступает. Кстати, Павловский уже в воскресенье, едва закрылись избирательные участки и стали приходить первые данные о распределении голосов, подтверждающие победу Путина, выступил с заявлением, что теперь в России будет нарастать усиление протестной активности. Правда, при этом Павловский добавил, что победа Путина закономерна, а результаты ожидаемы, потому что задача была поставлена перед сильной в этом отношении политической машиной. Но даже политолог Павловский признал, что «в процентах, которые получил Путин, есть большая доля тех, кто голосовал искренне».
На встрече в «Манеже» знаменитости вели себя достаточно сдержанно, а всю инициативу отдали народу, то есть его лучшим или, по крайней мере, самым активным представителям. И вот здесь было чему удивляться. По задуманному сценарию встреча должна была проходить так: народ спрашивает, кандидат отвечает… Вопросы могли задавать абсолютно все желающие, достаточно было поднять руку, и тебе передавали микрофон. Так вот, подавляющее большинство руки тянули не затем, чтобы узнать ответ на конкретный или даже абстрактный вопрос – типа кто виноват и что делать, а чтобы просто покрасоваться перед публикой, перед кандидатом в президенты и камерами «ненавистных» СМИ. Это было очевидно. Иногда получивший микрофон так долго говорил, что забывал, с чего начал. Очень часто Путин вынужден был с улыбкой останавливать выступающего и спрашивать: «А вопрос какой?» Чаще вопросы были риторическими.
После 30минутного вступления Путина, который кратко пересказал свои статьи, а смысл его речи можно озвучить одной фразой – ориентиры дальнейшего развития России, руку подняла дама, представляющая Академию наук. И искренне спросила, куда же все­таки Путин намерен вести Россию. Зал рассмеялся, а Путин даже слегка растерялся: а мне казалось, сказал он, я так подробно и понятно об этом только что говорил…
Не свободен, но искренен
Как журналиста, меня, безусловно, интересовали вопросы, которые находятся в центре внимания, в том числе и политической оппозиции. Например, говорят, что Путин, как и любой политик, работающий в Москве, очень слабо представляет реальную жизнь в других регионах, особенно на окраинах. Так вот, мне так не показалось. Наоборот, меня поразила его глубокая осведомленность практически по всем вопросам и ситуациям в разных регионах. Общение в течение трех часов без бумажек, без заранее заготовленных ответов, без подсказок помощников как раз и выявляет истинную сущность политика: Путин был очень искренен. Другой вопрос, что по некоторым ситуациям он не мог сразу ответить что­то конкретное. Например, достаточно острую проблему озвучил инвалид из Петербурга. Он сказал, что 60 лет ходит на костылях, а сейчас уже вынужден иногда пользоваться коляской. Пандусы, по его словам, строят под углом 45 градусов: здоровому человеку не подняться… Вот такие моменты Путин аккуратно записывал.
Несмотря на то что в «Манеже» собрались сторонники Путина, были вопросы для него и неприятные. Особенно от бывших военных и учителей. И в выражении лица, и в жестах Путина, и во всем его облике напряжение чувствовалось сильное, и почеловечески это понятно. При этом он много шутил, даже свежий анекдот рассказал. Приятно удивило и остроумие Владимира Владимировича. Например, композитор Алексей Рыбников задал весьма оригинальный вопрос. По его мнению, каждая эпоха в истории человечества должна запоминаться шедеврами, произведениями искусства. «А какие шедевры останутся от эпохи Путина?» – спросил он. Чтобы появлялись шедевры, по словам Рыбникова, их авторам должны создаваться достойные условия. Путин, усмехнувшись, ответил, что Достоевскому никто условий не создавал и жил он все время в бедности, иной раз даже в нищете, а шедевры оставил, да еще какие!
Противники Путина нередко говорят, что он не самостоятелен и не является независимым. Да, возможно, зависим. Но от кого или от чего? От мирового сценария? От своего окружения? Или от народа в целом? Мне кажется, все­таки последнее: ведь еще Петр I говорил, что лучше родиться в Голландии подмастерьем, чем в России царем. И это похоже на правду.
Ну ладно, не будем спорить.Мне очень понравилось, что Путин спокойно реагировал даже на вопросы, которые ему задавали как бы от имени оппозиции. Путин, если с чем­то не соглашался или, напротив, не соглашался его собеседник, говорил так: «Ну ладно, не будем спорить…»
Например, адвокату Анатолию Кучерене, который в своем вопросе сослался на своих студентов, куда же, мол, Путин смотрел все эти 12 лет и почему до сих пор не сделал того, что обещает сделать сейчас, Путин напомнил, что президентом он был 8 лет, а не 12, и рассказал о реальных успехах России за последние 10 лет.
А вообще, сказал Путин, оппозиция – это естественное явление в любой демократической стране. Надо учитывать мнение меньшинства и подчиняться мнению большинства, считает Владимир Владимирович. Оппозиция – это нормально, и надо учиться с ней договариваться.
И на самом деле всегда и при любом строе найдутся люди, несогласные с официальным политическим курсом. И это нормально, потому что все мы разные. А еще нормально то, что об этом каждый из нас сегодня может говорить, не опасаясь за свою жизнь и свободу. Самое страшное, когда начинается единодушное «одобрям­с», но этого, слава Богу, не было даже на встрече в «Манеже». Несмотря на то что здесь собрались сторонники Владимира Путина, вопросы звучали самые разные и далеко не всегда приятные для будущего президента. Очень хочется надеяться, что все это принесет большую пользу и всем нам, и президенту, и России в целом.

Автор: Ирина ВАГАНОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать