09:30
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 марта 2008

Вертикаль не каравай – пополам… не делится

Выборы в Государственную думу Ярославской области, окончательные итоги которых подвел облизбирком 7 марта, стали не просто самыми «технологичными» за всю историю регионального законодательного собрания, но и ребром поставили вопрос: как в будущем оградить электорат от манипулирования его сознанием посредством черных избирательных технологий?       По словам доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой управления и предпринимательства ЯрГУ Игоря Разумова, наработаны различные предвыборные технологии от посулов и даже наделения электората в проблемном округе скромными подношениями до мелких пакостей. Например, звонков от имени конкурента среди ночи на домашние телефоны избирателей или наклеивания листовок того же конкурента, взятых через подставных людей в его предвыборном штабе, на стены домов и лобовые стекла припаркованных машин… казеиновым клеем, припечатывающим намертво! Цель – вызвать раздражение голосующих в отношении одного кандидата, чтобы увеличить шансы другого.       

– Но разрешенные законом методы воздействия на мнение избирателей – это по сути тоже технологии, – говорит Игорь Владимирович. – Опубликование предвыборных рейтингов, «прицепление» к региональным отделениям партий «паровозов», использование административного ресурса и т.д. И в этом нет ничего удивительного. Механизмы формирования общественного мнения активизируются в предвыборный период в любой стране. А в России с ее молодой традицией альтернативных выборов предвыборная кампания – особенно творческий процесс, который трудно законодательно регламентировать.
      

При этом «переходы на личность» более характерны для одномандатных округов, где борются кандидаты-одиночки. Партии делают акцент на своей программе и харизме лидеров, правда, обычно оставляют вне общественного внимания кандидатуры внутри партийного списка.
      

– Институт региональных выборов в России – в стадии становления, – объясняет председатель избирательной комиссии Ярославской области Галина Степенко. – В 2004 году в нашем регионе впервые половина состава областной Думы избиралась по одномандатным округам, вторая – по партийным спискам. После этого мы проводили «круглые столы», спрашивали депутатов, какая система для них предпочтительнее? Ведь во многих регионах РФ под влиянием изменений в федеральном законодательстве, согласно которым выборы в Государственную Думу страны теперь проходят исключительно по пропорциональной системе, уже перешли на формирование и региональных законодательных собраний только по партийным спискам. Но ярославские депутаты сохранили смешанную систему.
      

Почему же в Санкт-Петербурге, Калмыкии, Волгоградской области уже упразднили одномандатные округа, хотя считается, что депутат-одномандатник плотнее работает с населением своего округа, проводит мероприятия, ведет прием граждан? Не потому ли, что настало время в России вслед за вертикалью исполнительной власти строить вертикаль законодательную? Чтобы законы работали, они должны не только разрабатываться профессионалами, но и отражать реалии на местах, идти от жизни. Не для этого ли создаются партийные вертикали? А выполнение наказов избирателей – по большому счету работа исполнительной власти.
      

Между тем в большинстве регионов региональные отделения партий до последнего времени не были «институализированы» в единую партийную вертикаль. А некоторые и вовсе на поверку оказывались фантомами, этаким предвыборным продуктом. Их можно было получить как готовые фирмы – под ключ. Случалось, региональные отделения раскрученные кандидаты брали на время выборов, как лодку или лыжи, напрокат.
      

– Даже партия власти не являлась партией в классическом смысле этого слова, – считает политолог Алексей Бушуев. – Это был скорее маркер дополнительных политических возможностей. Партия должна работать не как команда политтехнологов, а как инструмент реализации экономических интересов групп населения.
      

А, по мнению Игоря Разумова, именно низкая партийная идентичность избирателей, пробелы партийного строительства на местах и дефицит харизматичных лидеров регионального масштаба заставляют использовать для раскручивания политических брендов пресловутые «паровозы».
      

– Низовые уровни партий должны работать не для галочки, привлекать больше сторонников, задействовать их в реальных делах, – считает Игорь Владимирович. – Тогда пассивный избиратель, которому можно «втюхать» что угодно и который, разочаровавшись, пополняет ряды протестного электората, станет активным. А активная жизненная позиция – лучший иммунитет ко всякого рода черным избирательным технологиям.
      

Не это ли имел в виду губернатор Сергей Вахруков, говоря о создании в регионе Президентского союза?
      

Принятие Федеральных законов «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и поправок к ним ясно показало, что главными субъектами избирательного процесса становятся политические партии. Развитие партийной системы верхами рассматривается в качестве приоритета развития государства и гражданского общества. Возможно, когда-нибудь лидер победившей в регионе партии будет назначаться губернатором, как лидер победившей на общероссийском – премьер-министром.
      

Реалии таковы, что партии выдвигают кандидатов на региональных выборах не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам, причем преимущественно партийные кандидаты там и побеждают. Так может быть, новому составу Государственной думы области стоит подумать над изменением регионального избирательного закона в пользу пропорциональной системы выборов? Прошедшие выборы свидетельствуют – вертикаль – не каравай пополам не делится.
      

Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать