00:30
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 сентября 2011

Формула интеграции

15 августа в Москве глава правительства Российской Федерации, председатель Совета министров Союзного государства Беларуси и России Владимир Путин провел уже второе в этом году заседание союзного Совмина. В нем приняли участие руководители российских министерств и ведомств и правительственная делегация Беларуси во главе с премьер-министром Михаилом Мясниковичем.

Несколько лет назад, возвращаясь из зарубежной поездки и проходя в аэропорту привычный перечень бюрократических процедур, на стойках паспортного контроля обратила внимание на две надписи: «Для российских граждан» и «Для граждан Союзного государства». К первой стойке тянулась длинная витиеватая очередь, тогда как к соседней не было никого. Этот случай наглядно продемонстрировал степень осведомленности россиян на тот момент о существовании Союзного государства Беларуси и России, гражданами которого они являются, чаще всего не подозревая об этом.
В последние годы ситуация несколько изменилась, в основном благодаря назначению Владимира Путина на должность Председателя Совета министров Союзного государства. Но все же приходится признать, что несмотря на все экономические достижения этой государственной структуры российские ассоциации при упоминании Беларуси прежде всего связаны с газом. Еще раз это подтвердила реакция СМИ на состоявшееся в середине августа заседание союзного Совмина, по окончании которого заголовки и российских, и белорусских газет пестрили информацией о газовой договоренности, достигнутой на встрече двух премьеров – Владимира Путина и Михаила Мясниковича, предварявшей само заседание. Речь идет о понижающем коэффициенте, по которому с 2012 года будет рассчитываться формула цены газа для Беларуси.
Несомненно, что для любой страны в условиях мирового финансового кризиса энергетика играет важную роль, но вызывают недоумение серьезные рассуждения всевозможных аналитиков о выгоде или невыгоде подобного решения для российских налогоплательщиков. Удивляет попытка представить Беларусь не в качестве стратегического и экономического партнера, с которым за десятилетие интеграции построены уникальные для всего постсоветского пространства отношения, а в качестве дотационного российского региона.
Игнорировать экономическое положение Беларуси в ситуации, когда Россия находится с ней в одной лодке под названием Союзное государство, означает перечеркнуть все, что было сделано за время, прошедшее со дня подписания в 1999 году Союзного договора. Говоря более понятными для любителей посчитать деньги налогоплательщиков словами, те, кто ставит под вопрос рентабельность российской помощи Беларуси, на самом деле не потрудились подсчитать средства, уже вложенные в создание по­-настоящему единого экономического пространства.
Для того чтобы оценить эффективность российско­-белорусской интеграции, достаточно проанализировать основной экономический показатель любого государства – бюджет, который составляет почти 5 млрд российских рублей. Сумма, возможно, на сегодняшний день и не очень внушительная, чего нельзя сказать о ее реальной отдаче. Значение грамотной расстановки приоритетов финансирования было подчеркнуто на нынешнем заседании Совета министров при заслушивании отчета о его исполнении за первую половину 2011 года. На данный момент львиная доля бюджета приходится на реализацию союзных программ, причем трудно найти область, которая осталась бы без внимания союзного руководства. Перспективные разработки практически во всех областях человеческой жизнедеятельности изучаются и находят практическое применение: лактоферин и стволовые клетки – в медицине, многофункциональная космическая система – для обеспечения потребителей России и Беларуси информационными услугами и связью, навигационной и мониторинговой информацией, нано-технологии, суперкомпьютеры, сельхозтехника, карьерный транспорт и многое другое. Комментируя решения Совмина в отношении вынесенных на обсуждение союзных программ, Михаил Мясникович подчеркнул: «Главное, что эти программы – реальная экономика, это не какие­то виртуальные научно­-технические исследования: они уже материализуются в конкретные проекты для реальных секторов экономики. Сегодня дан старт развитию микроэлектроники. Это будет хорошая компонентная база для медицинского оборудования, оптики, радиоэлектроники и специальных изделий. То же самое касается и программы защиты информации по биометрическим технологиям».
Для любителей посчитать существуют и другие цифры, которые любит приводить Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин: за прошедшие годы в результате белорусско-­российского сотрудничества были созданы пять миллионов рабочих мест для россиян и белорусов, в результате реализации союзных программ «было поднято с колен» 25 тысяч российских и 2 тысячи белорусских предприятий. Общаясь с представителями СМИ по итогам прошедшего Совмина, Владимир Путин отметил, что «до 40% средств союзного бюджета направляется на фундаментальные исследования и содействие научно-­техническому прогрессу. В этой связи мы рассмотрели ряд инновационных программ, предусматривающих совместную работу на прорывных направлениях, в том числе в агропромышленном комплексе, в сфере защиты информационных ресурсов, в области создания перспективных полупроводниковых структур и материалов. Именно такие перспективные проекты, на наш взгляд, призваны стать основой для формирования единого научно-­технического пространства Союзного государства».
Говоря еще об одной экономической характеристике нашего сотрудничества – товарообороте, он подчеркнул, что при условии сохранения до конца года его нынешних темпов роста, составляющих более 40%, то есть почти 18 млрд долларов, «мы, безусловно, превысим уровень товарооборота до кризисного периода 2008 года».
Давая оценку российско-­белорусским отношениям, нельзя игнорировать их значение в условиях однополярной модели развития мира, навязываемой нам западными оппонентами, ведь давно известно, что «переломить веник» труднее, чем отдельную ветку. В этой связи вполне возможно, что блокада, устроенная США и Евросоюзом ряду белорусских предприятий, ускорит создание корпорации двух автомобильных гигантов: белорусского МАЗа и российского КамАЗа, о которой начали говорить уже с начала года. Причем, по словам Павла Бородина, о слиянии МАЗа и КамАЗа речь не идет.
Конечно, и это признают многие политики, темпы союзного строительства оставляют желать лучшего: не принят Конституционный акт, накопилась масса вопросов по уже существующей союзной собственности, много времени уходит на поиск баланса взаимных интересов. И все же поводов для оптимизма немало. В настоящее время благодаря принятым межгосударственным и межправительственным договорам и соглашениям между Россией и Беларусью создана солидная правовая база, позволяющая им плодотворно работать в различных сферах. Прямым результатом интеграционных процессов является создание фактически единого таможенного, торгово­-экономического, миграционного пространства, то есть и у россиян, и у белорусов есть возможность совершать поездки в сопредельное государство по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Беларусь и Россия подошли к сегодняшнему дню динамично развивающимися странами. В интеграционные процессы вовлечены тысячи белорусских и российских предприятий, которые, в свою очередь, привлекают в него тысячи смежников.
В копилку достижений союзного строительства можно отнести и развитие интеграционного взаимодействия в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, которое вряд ли состоялось бы в столь короткие сроки без уже отработанного российско­-белорусского механизма. На вопрос журналистов, не заменит ли вновь созданный Таможенный союз Союзное государство, Владимир Путин ответил, что подобное вряд ли возможно: слишком разные задачи у этих интеграционных объединений.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать