02:06
суббота,
20 апреля 2024 г.
4.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 октября 2013

Мэр, который не боится реформ

Корреспондент «Городских новостей» побывал в Вильнюсе на семинаре для российских журналистов, организованном в рамках председательства Литвы в Совете ЕС. На нем обсуждались вопросы сотрудничества России и Европейского союза. Программа предусматривала и посещение мэрии Вильнюса, встречу с мэром города. Это было одно из самых интересных мероприятий. И не только потому, что мэр Вильнюса Артурас Зуокас – журналист. Он и личностью оказался весьма нестандартной.

Я русский бы выучил…
Как выяснилось на встрече, отопление в городе включать не спешат, поскольку удовольствие это достаточно дорогое. И чиновники, и многие жители терпят, ожидая наступления настоящих холодов. Именно этот факт и заставил задать мэру первый вопрос.

– В какую сумму обойдется горожанам содержание их квартир нынешней зимой?
– За квартиру площадью 62 квадратных метра придется заплатить около 150 евро. Все зависит от того, в каком она доме. Если это «умный дом», значит, квартплата будет ниже, если старый, она может чуть-чуть подрасти. Сразу замечу, что покупать в Вильнюсе недвижимость – дело выгодное, цены на нее у нас ниже, чем в Риге, например.

– Много ли российских граждан приобретают в Вильнюсе недвижимость?
– Достаточно много. Деловые люди не только сами едут сюда, чтобы вести бизнес, но и привозят свои семьи. Дети ходят в наши школы, поступают в наши вузы и получают дипломы европейского образца, с которыми они могут трудоустроиться в любом государстве ЕС. Мы за то, чтобы визовый режим между Белоруссией и Литвой, а также между Литвой и Калининградской областью был проще. Люди должны иметь возможность свободного передвижения по миру. По-моему, это здорово. Говоря это, я имею в виду не только бизнесменов, но и обычных граждан. Что до нас, то мы открыты для всех и всегда рады гостям.

– А если на ваш призыв приехать в город откликнутся представители не только славянских национальностей?
– Думаю, мы сможем договориться и понять друг друга. Я помню время, когда в нашей стране русский язык был очень непопулярен, дети не хотели его учить в школах, предпочитая английский. Сегодня ситуация изменилась. Да, 90 процентов школяров начинают по-прежнему с английского, но второй иностранный язык в 70 процентах – русский. Моей старшей дочери 20 лет, она учится в Англии, сыну – 18, он заканчивает гимназию. Они оба прекрасно говорят на русском языке. Маленькая пока еще только начинает учиться, но и она обязательно будет говорить по-русски. Где бы я ни был, я не устаю повторять: нам нужны люди, которые свободно владеют русским языком, это даст им возможность получить работу. Моя дочка, пока училась в университете, подрабатывала продавцом в магазине, она зарабатывала намного больше своих коллег, потому что с покупателями из Белоруссии и России могла общаться достаточно легко.
Откровенно говоря, нам сегодня очень нужны рабочие руки. Мы нуждаемся в квалифицированных строителях, инженерах, водителях большегрузных автомобилей. Если вы хотите жить и работать в Литве, милости просим.

– Велика ли у квалифицированных специалистов заработная плата?
– У нас она, безусловно, ниже, чем в Европе. Средняя по экономике в переводе на рубли около 26 – 27 тысяч, но есть и те, кто получает 10 – 12 тысяч. Однако это средние цифры, и вы догадываетесь, что многие специалисты имеют доход значительно выше той суммы, которую я озвучил.

Народ как главный контролер
– Эта экскурсия специально для нас, российских журналистов, или действительно любой человек может свободно зайти в вильнюсскую мэрию?
 – У меня нет охраны и нет служебного автомобиля, а по городу в теплое время года я передвигаюсь преимущественно на сигвее (гибрид самоката и двухколесной машины). Во-первых, сигвей – экологически чистый транспорт, а во-вторых, для него не надо много места для парковки и стоит он у нас на первом этаже. Когда я таким образом передвигаюсь по улицам, меня может остановить любой и задать вопрос. Кроме того, у меня есть свои странички на Фейсбуке и в Твиттере, куда граждане пишут о своих проблемах и задают самые разные вопросы. Соответствующие службы внимательно следят за тем, чтобы обратившиеся получали грамотные ответы, причем оперативно. В этом году мы получили более четырех тысяч обращений граждан.
Добавлю, что все заседания нашей городской думы, которые проходят в этом зале, транслируются в сети Интернет и каждый желающий может наблюдать, как ведет себя его избранник, какие позиции он отстаивает.
Все финансовые проекты, которые реализуются в городе, находятся под неусыпным контролем граждан. Информация о ходе и итогах их реализации открыта, и если у горожан возникают вопросы в правильности расходования бюджетных средств, они могут обратиться с просьбой в контрольные органы, проверить ту или иную компанию, которая участвовала в работе над проектом.

– И как это можно сделать?
– Достаточно, чтобы с соответствующим запросом к нам обратились пятьсот жителей города. Проверка будет проведена незамедлительно, акт о ее результатах мы обязательно опубликуем в СМИ.

– На что вы преимущественно тратите бюджетные деньги?
– Доля собственных бюджетных доходов – 300 миллионов евро плюс гранты от ЕС, это еще 150 миллионов, и плюс дотации республиканского правительства.
Львиная доля казенных денег тратится на выполнение социальных обязательств – содержание общеобразовательных и спортивных школ, детских садов, поликлиник, расходы на общественный транспорт тоже приличные, потом идут менее весомые статьи – благоустройство и уборка города, поддержание в порядке парков и скверов, ремонт дорог…
Средства грантов, которые мы получаем от Евросоюза, идут на реализацию энергосберегающих и экологических проектов. Проще говоря, именно на эти деньги мы утепляем наши школы, детсады, больницы, общественные здания, утилизируем мусор. Если бы не эта помощь, Вильнюсу пришлось бы очень тяжело. Наш статус члена Евросоюза дает нам возможность не только перенимать ценный опыт у соседей, самое главное, он позволяет нашим гражданам свободно передвигаться по континенту.
Траты на чиновников невелики, их у нас 860 человек, а буквально девять лет назад было 1300, так что мы на их содержании значительно сэкономили. Кстати, после того как в 2004 году было построено новое здание мэрии, вокруг него начали появляться офисы различных компаний. Общий объем инвестиций за это времясоставил более полумиллиарда евро.

Легко ли быть оптимистом?

– На ваш взгляд, за что граждане могут сказать вам спасибо?
– Когда второй срок моих полномочий заканчивался, социологи провели опрос жителей Вильнюса и спросили их, как им живется. Оказалось, что из всех жителей прибалтийских республик вильнюсцы самые большие оптимисты. Для меня это было лучшей наградой. Я считаю, мэр должен гордиться не тем, что построил еще один мост, и не тем, как тщательно убираются у него улицы, а тем, насколько хорошо живется гражданам на управляемой им территории. Если люди оптимисты, значит, они могут не только планировать собственную жизнь, но и создавать будущее города.

– С какими проблемами сегодня приходится сталкиваться рядовым вильнюсцам?
– Первая и очень серьезная – высокие тарифы на услуги ЖКХ, вторая – нехватка мест в детских садах. Мы очень многое делаем, чтобы своими силами восполнить нехватку энергоносителей, стараемся экономить тепло, используем альтернативные виды топлива. С детскими садами сложнее. В начале года дефицит составлял 2500 мест, мы сократили его на 700, но проблема далека от разрешения. Недавно в этом зале собрались несколько десятков разозленных мам с детьми, они привели их в мэрию и предложили мне за ними присматривать, сказав, что им надо выходить на работу. У нас сейчас всплеск рождаемости, поэтому и сложилась такая ситуация. Но кто знает, как все будет завтра? Хочу заметить, что строительство одного современного дошкольного учреждения на 240 мест нашему бюджету обходится в 3,5 миллиона евро, это совсем недешево.

Транспортная революция
– Как у вас работает общественный транспорт?
– С 1 июля мы проводим полномасштабную реформу отрасли. Начали с того, что отказались от маршруток, мы их убрали из города, а следом изменили саму систему работы общественного транспорта: ввели скоростные маршруты, выделили специальные полосы, по которым ездят только автобусы и троллейбусы. За три месяца снизилась убыточность отрасли, а число людей, выбирающих общественный транспорт для передвижения по городу, выросло.
Среди непопулярных мер – увеличение суммы штрафов для автолюбителей, которые в обход закона пытаются проехать по выделенным для общественного транспорта участкам дороги. Если человек нарушил закон впервые, он платит около 13 евро, а вот если за подобное правонарушение его задерживают второй раз, выложить придется намного больше. Правда, есть у нас еще одна проблема – город не имеет своей полиции, у нас нет людей, которые могли бы штрафовать нарушителей. Однако пока правоохранительные органы республики идут нам навстречу в этом вопросе, и мы с ними находим общий язык.
Конечно, как политику, мне непросто проводить все эти реформы, но другого пути у нас нет.

– А кроме вас, господин мэр, много ли людей в Вильнюсе передвигаются на велосипедах?
– Много. Если бы это было не так, мы бы и не начинали специальный проект «Оранжевый велосипед». Посмотрите, сколько стоянок у нас по всему городу, люди с удовольствием ездят на велосипедах.

Кстати
Горожане уже третий раз избирают Артураса Зуокаса на этот пост, и это несмотря на весьма жесткий стиль управления, который практикует их нынешний градоначальник. Именно по его инициативе в Вильнюсе стали безжалостно штрафовать автолюбителей за парковку в неположенном месте, а также за выезд личного автотранспорта на специальную полосу, предназначенную только для движения троллейбусов и автобусов. Более того, два года назад Артурас Зуокас лично наказал владельца «Мерседеса», неправильно припарковавшего машину. Сделал он это публично и предельно жестко: забравшись на БТР, градоначальник просто… переехал иномарку на глазах у изумленной публики и под прицелом десятков видеокамер.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать