02:31
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 февраля 2012

Сердцем выбирать опасно

Предвыборная кампания, которая растянулась на всю зиму, подходит к концу. О ее особенностях, а также о тенденциях развития выборного процесса рассказывает психолог, специалист в области PR и предвыборных технологий Надежда КРЯЖЕВА.

– Надежда Леонидовна, как вы оцениваете нынешние выборы с точки зрения политической активности граждан?
– «Определиться», «сделать свой выбор», «отдать голос» – сложные нравственно­-философские категории, поступки, за которые свободный человек несет личную ответственность. Выборы – это та редкая ситуация, когда каждому имеющему право дается возможность повлиять не только на свою жизнь, но и на развитие общества, страны, города. Как бы помпезно это ни звучало, но это так. Настало время, когда у нас реально появилась возможность самим участвовать в политических, экономических, социальных процессах.
В обществе произошли серьезные изменения, затишье ушло, и действующие политики начали понимать, что по-старому, гладко и предсказуемо, занимать выборные посты уже не получится.
Активизировалась молодежь, «креативный класс», пожилые люди стали по-новому относиться к лидерам, с которыми они многие годы связывали свои ожидания и надежды. В сознании людей действительно произошли серьезные изменения, которые позволяют всем нам ощутить собственный разум и уверенность в себе.
В предвыборных кампаниях стали активно участвовать общественные организации и движения вне зависимости от их партийных предпочтений, представители интеллигенции, культуры. Актуальным трендом стало участие граждан в выборном процессе в качестве наблюдателей. На вопрос, зачем им это нужно, люди отвечают: «Мы хотим понять, как происходит этот процесс, чтобы не допустить фальсификаций и обманов!». Рост гражданского самоуважения в людях налицо.

– Почему, как вы считаете, произошли эти изменения?
– Думаю, избиратели начали понимать, что надо многое менять. И в первую очередь свое отношение к выборам. Люди действительно видят борьбу лидеров, мнений, программ. Кампании стали интереснее, острее, зрелищнее, эмоциональнее. Думаю, еще никогда в нашем городе так активно не обсуждались выборные баталии, самый популярный вопрос при встрече: «За кого голосуешь?». Разные мнения, доводы, аргументы. Мы живем в одном городе, у нас общие проблемы, планы, мечты. У ярославцев особый менталитет, и нам, конечно же, небезразлично, кто у нас отец города, кто заботится и любит нас, отстаивает наши интересы, помогает жить и развиваться. Научившиеся это осознавать люди понимают, что процесс избрания главы города нельзя пускать на самотек. Также и в случае избрания президента и депутатов каждый избиратель должен понимать, что, если он отдает свой голос за определенного кандидата, значит, он согласен с его программой, стратегией ее реализации, качествами личности и уровнем порядочности данного человека.

– А что можно сказать об этих выборах с точки зрения проведения кандидатами предвыборных кампаний?
– На мой взгляд, предвыборные кампании кандидатов в целом отстают от требований времени и самих избирателей. Несмотря на возросшую политическую активность людей, технологии организации кампаний традиционны. Многое делается по старинке, наобум, впопыхах, акценты ставятся на обещаниях и лозунгах. Избиратель на перепутье: «Направо пойдешь … налево пойдешь… прямо пойдешь…» Многие оглядываются в поисках четвертого направления: где оно? Именно поэтому накануне 4 марта город замер в раздумьях. Эх, нам бы еще богатыря! А его-­то и нет. Проблема у нас с богатырями, мало их что-­то стало на Руси! Растить надо своих героев, лидеров, подвиги их надо знать, тогда и выбирать будет проще.

– Но без «черных технологий» все­-таки не обошлось. Скажите, использование этих приемов в предвыборной кампании должно регулироваться выборным законодательством?
– Законодательство в этой сфере пока не работает, и, оставаясь безнаказанным, «черный пиар», к сожалению, распоясывается, становясь более изощренным и грязным. Выборы – это своего рода конкуренция, и методы достижения своих целей у кандидатов разные. Выборы стали настоящим бизнесом и идут по его законам. Задействованы большие финансы, наняты команды, реклама буйствует, на карту поставлены репутация кандидата и интересы «групп поддержки». Борьба идет нелегкая. Честным быть трудно. Сразу скажу, ни одна акция, «белая» или «черная», на выборах не пройдет, если ее не одобрил сам кандидат. И если выходит наружу грязь на конкурента, то будьте уверены – этот способ конкуренции входит в систему личностных ценностей данного кандидата, он на все готов, ради своей пусть и запачканной, но победы. По законам нравственности и порядочности этот человек получит свое в дальнейшей жизни, а юридически его никак не прижать, доказать его личную причастность невозможно. В истории и жизни много примеров, когда люди предают друзей, идут на подлость ради своих целей. Эти люди живут на темной стороне жизни, и многим с ними не по пути. У каждого человека есть полное право таких не выбирать.

– Но если на выборах все так нечестно, то стоит ли вообще кого-то выбирать? Может быть, вертикаль власти и назначение первых лиц является более эффективным методом передачи власти?
– Дело в том, что мы постоянно находимся в ситуации выбора, и это естественный процесс для человека, живущего и принимающего решения. И самое главное – всегда есть варианты. С давних времен выборный процесс первого лица был организован. Не задумывались над понятием «голосовать»? А оно пришло к нам из древности, когда на суд племени выставлялись несколько претендентов на пост вождя. За каждого из них соплеменникам надо было громко кричать, и победителем становился тот, за которого громче всех прокричали. В каждый голос вкладывалось личное отношение к претенденту, уважение, почитание заслуг. Чем это отличается от сегодняшних выборов? Мы тоже отдаем свой голос в поддержку того или иного кандидата, только вместо крика ставим в бумажке галочку. По сути, мы тоже кричим, потому что в эту галочку мы искренне вкладываем свои эмоции, размышления и надежды. Поэтому, когда человек идет голосовать за когото, он выказывает свое личное отношение к кандидату.

– А если человек не смог определиться, за кого проголосовать? Например, потому, что предвыборные платформы кандидатов не дали такой возможности…
– Обычно неопределившийся избиратель переполнен информационными противоречиями. Ему трудно разобраться в программах и характерах кандидатов. Могут все нравиться, могут все не нравиться. Ему бы графу «против всех», так было бы честнее, а ее нет. Тогда человек либо вообще не голосует, либо делает выбор по второстепенным признакам – внешняя привлекательность, возраст, профессия и т.д. Практически всегда этот выбор делается неосознанно. Вдруг всплывет рекламный ролик кандидата, вспомнится высказывание старосты дома, а может вообще все произойти так, как часто со всеми бывает: выбрал в магазине вещичку, заплатил, домой принес, и мысль – зачем она мне? По мнению западных исследователей рекламы, около 80% выборов делается неосознанно и в режиме цейтнота. Волшебная сила рекламы! И здесь надо не дать подсознанию взять верх. Все-таки сердцем выбирать опасно, оно же не железное! Выбирать тех, от кого во многом зависит и твоя жизнь, надо все-­таки головой, она разумнее.

– Как вы думаете, со временем процесс выборов изменится и станет более цивилизованным, качественным и интересным для людей? Существует такая тенденция уже сейчас?
– Конечно, процесс выборов будет совершенствоваться в сторону профессионализма и открытости. Эффективный мировой опыт и грамотный маркетинговый подход, когда лучшее изучается и берется на вооружение, должны восторжествовать. Я сторонник четких и научных технологий, учета психологии массового сознания и потребностей отдельного человека в частности. Для людей важно, чтобы их мнение уважали и предвыборные «услуги» не переходили грань навязчивости и этики. На сегодня мы имеем камеры слежения, прозрачные урны, но мало кто из кандидатов умеет общаться с избирателями на языке их интересов и потребностей. В подготовке и организации выборов должны участвовать представители гражданского общества, общественные движения, профсоюзы.
Я бы лично, как избиратель, хотела, чтобы победители на выборах имели испытательный срок, а затем несли юридическую ответственность за свои обманные обещания. Может быть, тогда нас перестанут угощать «златыми горами» и «райскими садами». Обещал – сделай! Не сделал – уходи и ответь за вранье! Мэр с гарантией – мне кажется, это бы многим понравилось!

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать