17:59
четверг,
18 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
17 сентября 2008

Благословение хоровода

Воскресным вечером в актовый зал ДК «Красный Перекоп» пришли представители молодежных субкультур. Традиционно проводимый дважды в год фестиваль фолковой музыки собрал некогда культурных и идеологических противников под одной крышей.Ага, длинные крашенные в темный цвет сосульки волос, бледное, подолгу не видящее солнца лицо, черный костюм. Эта девушка определенно – гот. А вот – эмо. Они выглядят примерно как готы, но носят не только черное. У них черное чередуется с розовым. Да, они куда эмоциональнее готов. Эмо должен быть «эмо»ционален. Несмотря на то, что скинхеды предпочитают большое разнообразие в шмотках – от спортивных штанов до строгого костюма с галстуком, отличить их от всех прочих зрителей-слушателей несложно: у них парикмахер один на всех – стрижка «под ноль». А это кто? Толпа, одетая в сарафаны, украшенные простоватым орнаментом славянские рубахи, у кого-то даже меховая шапка на голове сидит. Все пляшут, смеются, водят хороводы. Звучит флейта, поет скрипка, раздается красивый, чистый, глубокий вокал, одна песня следует за другой – «Черный ворон», «Масленица», «Князь», «Дружина»… Хоровод затягивает и юношу-еврея, и здоровенного скина с бородкой – оба, держась за руки, исчезают в пляшущей толпе.      

– Концерты посещают разные люди. Есть серьезные ребята из клуба исторической реконструкции, есть проповедующие языческую религию родноверы, но заходят и просто те, кто лишь увлекается народной музыкой. В прошлом году, например, к нам дети из Пошехонья на автобусе приезжали. И это правильно, так как цель нашего мероприятия – сохранение этнокультурной традиции. Это сознают все. Потому даже если на празднике появляются хулиганы, они не хулиганят, – говорит организатор концерта, также басист группы «Внуки Святослава» Сергей Бушуев.
      

Открыла фестиваль ярославская группа Midgard («Мидгард»). В скандинавской мифологии так называли срединный мир – тот самый, где между царством снежных и огненных великанов и обители богов живем мы с вами, люди. Как и следует ожидать от музыкального коллектива с подобным названием, они исповедуют европейскую северную народную традицию, к тому же в утяжеленном варианте. Это так называемый викинг-метал. Кстати, и внешний облик у музыкантов оказался соответствующим: одетые в звериные шкуры, взлохмаченные, с оберегами и талисманами на груди, всем своим видом они напоминали северных берсеркеров, воинов, готовых вступить в последний и яростный бой на поле ратном. Впрочем, именно на этом концерте ничего исключительно экстремального они не сыграли – иначе в формат не вписались бы. Никакого металла – лишь напевные песни под акустику.
      

– Я уже давно посещаю подобные мероприятия, – говорит пришедшая на фестиваль Люба. – Несмотря на то, что внешне я русской не выгляжу, русской я себя ощущаю, и это главное. Потому мне так важна эта музыка, в ней ведь так сильно народное начало. Она началась для меня со знакомства с творчеством группы «Мельница» четыре года назад.
      

Четыре года назад началось не только знакомство Любы с фолк-культурой. Как раз в это самое время зародилась новая звездочка на российской сцене. В далеком городе Тамбове Алексей Павлов собрал костяк и поныне здравствующей группы «Сколот», под именем которой в Ярославль прибыли семь человек.
      

Лидер тамбовской группы Алексей оказался очень харизматичным человеком, что, без сомнения, помогло ему выстоять, когда, лишь только группа вышла на сцену, возникли проблемы со звуком. Микрофоны наотрез отказались работать. И прежде чем зазвучали первые аккорды тамбовской гитары, прошло минимум полчаса.
      

Ярославская публика держалась достойно. Никто открыто не выказывал своего недовольства, не улюлюкал и не ругался, не сетовал на потраченное впустую время. И вот наконец Алексей лихо ударил по струнам, пискнула флейта, и понеслась веселая, разудалая песня с четким ударным ритмом. В одно мгновение слушатели пустились в пляс. Причем танцевали не так, как на дискотеках в школе и в модных клубах. Это были действительно славянские, родные русскому человеку пляски, которые так часто наши предки кружили вокруг костра на Масленицу или в ночь на Ивана Купалу. Кружили, именно кружили.
      

Держась за руки, люди вовлекали друг друга в разудалый хоровод. И одного хоровода становится мало. Его окружает второй, третий. Каждый хоровод летит в свою сторону, людей почти не различаешь, проносится только у самого носа румяная щека когда-то бледной как смерть девочки-гота и проплывает гладко выбритый скинхедовский шар… Музыка объединяет.
      

Разудалый танец заканчивается, играет более спокойная мелодия, и хороводы больше не несутся, как олени, потревоженные охотником. Они плавно сворачиваются в центр созданной окружности, а затем снова расходятся. Все три круга сжимаются и разжимаются, напоминая человеческое сердце. Внутри хороводов двое – юноша обнимает девушку. Когда поднятые руки сходятся над их головами, это выглядит так, словно народ благословляет их на счастливую семейную жизнь…
      

За хороводами настает время игры в ручеек. Время летит быстро. «Сколот» заканчивает свое выступление, за ними – рыбинская «Крыница». Есть и бонус – не афишированная ранее группа «Внуки Святослава». Четыре часа пролетают как миг!
       
      

Автор: Владислав КУКРЕШ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать