17:35
четверг,
25 апреля 2024 г.
16.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 сентября 2008

Город в движении

Хотелось бы вам, открыв дверь магазина, обнаружить вместо прилавков фотогалерею? А как вам перспектива смотреть кино, сидя на… автомобильных шинах? «Смазать карту будней» и задать динамичный ритм движения древнему городу попытались участники первого в Ярославле международного фестиваля современного искусства «Архитектура движения».   В пятницу вечером в самом центре города, рядом со Знаменской башней, появилась загадочная деревянная конструкция. Издалека – не то модуль рекламный, не то кабинка для переодевания. Внутри – девять снимков ярославского фотографа Андрея Кремнева, сделанных с крыши памятника архитектуры XVII века. Пояснительная записка к свежему продукту паблик-арта гласит: «Лифт – единственная возможность увидеть Ярославль со Знаменской башни».  

Впрочем, за полчаса прокатиться в этом «лифте» не отважился никто.
  

– «Архитектура движения» – это совокупность импульсов, которые город посылает человеку и которые человек закладывает в пространство и время города. Этот проект во многом направлен на то, чтобы ликвидировать скованность человека в городе, которая проявляется в манере поведения, – объясняет куратор фестиваля, директор регионального агентства творческих инициатив Юлия Кривцова. – Например, на улице Свободы между аптекой и винным магазином мы открыли «Свободный зал», где разместили фотографии. Некоторые люди с огромным интересом заглядывали в окна, но боялись открыть дверь. Боялись, вдруг их о чем-то спрашивать будут?! Другие заходили и поверить не могли, что попали не в очередной магазин. Между тем в европейских городах много маленьких галерей, которые служат своеобразным местом психологической разрядки, где можно сменить темп движения, призадуматься.
  

«Город – большой организм, со своим кровообращением, скоростью движения и своими белыми пятнами на теле», – считают принявшие участие в фестивале танцоры, художники, фотографы, архитекторы из России, Италии, Нидерландов. Посредством перформанса, инсталляций, видеоарта и кинотанца они пробовали «выстроить» собственный город на месте существующего, поэкспериментировать с понятием «душа места», «гений места». Так древние римляне называли те уникальные, неповторимые черты, которые в комплексе создают самобытный образ территории.
  

Первым творческим кластером, созданным «архитекторами движения», стала подземная автостоянка на площади Труда. Туда пожаловали около полусотни зрителей. Большинство – фотографы, художники, те, от кого впору ждать эпатажных художественных жестов.
  

…Два лестничных пролета – и сотовые телефоны оказываются вне зоны доступа. Редкие источники света – свечи, прожектора, испускающие желтый и красный свет, освещают размещенные на полу черно-белые фотографии. Вместо кресел – семь рядов обтянутых белым полотном шин. Перед зрителями участница мультимедийного перформанса «Ассиметричный ответ» Анна Болихина совершает то плавные, то почти механические движения. За спиной актрисы – на стене – карнавал геометрических фигур. Как светлячки, разлетаются круги и овалы. Прямые линии словно секут перформера розгами.

– Самое сложное здесь – свести воедино компьютерные технологии, позволяющие проецировать движение на вертикальную плоскость, и танец, – рассказывает видеохудожник Никита Цымбал. – Концепция перформанса – созидательно действие, чуждое протесту и конфронтации. Круги, линии, квадраты – это примитив. Все же просто в мире, несмотря на кажущуюся сложность.
  

– В современном городе наследие прошлых веков не должно быть тем единственным, что привлекает туристов, – рассуждает куратор российского павильона на архитектурной биеннале в Венеции в 2008 году, московский архитектор и художник Юрий Аввакумов. – Расширение арт-пространства позволит доказать, что Ярославль – это не только старинный, провинциальный город, но и территория, работающая в международном контексте. А это повысит туристическую привлекательность города.
  

В противном же случае фестиваль продолжит удовлетворять эстетические потребности узкого круга молодой и прогрессивной творческой интеллигенции. Это хотя и менее амбициозный, но не худший вариант. Как сказал греческий поэт Константинос Кавафис, город завладевает человеком, всюду за ним идет. А значит единственный способ одухотворить среду своего обитания – создать в своем воображении свой собственный. 
  

Автор: Александра СМОЛЯР

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать