02:29
суббота,
20 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 октября 2008

Кластер за партой

Нынешние четвероклассники впервые будут сдавать тестовый экзамен по математике.  Под занавес прошлого учебного года практически все четвероклассники Ярославля и области впервые сдавали итоговый экзамен по русскому языку за 1 – 4 класс. «Младший братишка ЕГЭ» – это 24 тестовых задания, разработанных на основе государственных стандартов с целью проверки навыков и умений, приобретенных ребятами за курс начальной школы.        – Для четвероклассников использовалась куда более мягкая, чем при ЕГЭ, технология проведения тестирования, – объясняет специалист по мониторингу качества образования в начальной школе областного центра оценки и контроля качества образования Светлана Крылова. – Чтобы дети чувствовали себя комфортнее, тестирование проходило в привычных для них стенах родного класса, в присутствии их учителя.       

По словам главного специалиста отдела общего образования управления образования мэрии Татьяны Креславской, в Ярославле из 4213 писавших работу выпускников начальной школы 95,37% с ней справились. 4,63% получили двойки. Троек почти 53%, а четверок и пятерок 42,46%.
      

Но это в целом по городу. Сравнение же результатов лидеров и аутсайдеров тестирования просто ошеломляет. Если в начальной школе – детском саду № 115 Дзержинского района – ни одной неудовлетворительной оценки, а четверок и пятерок – более 87%, то в заволжской школе № 50 двоек почти 42%, а хороших и отличных оценок – чуть более 8%. Из семнадцати школ Заволжья в двенадцати менее 40% учеников написали работу успешно. В Ленинском районе ни один (!) писавший работу четвероклассник школы № 44 не дотянул хотя бы до «хорошо», а у почти 38% школяров – «гуси-лебеди».
      

– Этот класс вела учительница, которая относительно недавно пришла к нам как молодой специалист с красным дипломом и имела на счету один собственный выпуск, – рассказала директор школы № 44 Ирина Кушнир. – На этот раз ей просто не повезло: дети оказались очень слабыми и показали результат, адекватный своим способностям.
      

На «особенности контингента» ссылается и директор школы № 35 Алла Осипова, возглавившая педагогический коллектив уже после того, как при тестировании 25% четвероклассников этой школы получили двойки и еще 66% – тройки. Вот так плохие ученики хорошую школу подвели. Почти для половины наших учеников русский язык – не родной, – говорит Алла Осипова.
      

По таким показателям тестирования в 4 классе, как «справляемость» и «успешность», по словам заместителя директора областного центра оценки и контроля качества образования Аллы Мелентович, наиболее массовые общеобразовательные учреждения – средние школы и школы-девятилетки (СОШ и ООШ) – занимают последнее место рейтинга. Наилучшие результаты – у обучающихся в учреждениях «начальная школа – детский сад», лицеях и школах с углубленным изучением предметов.
      

Что же делать с той огромной разницей, которую обнаружил тестовый экзамен в 4-м классе (как и его «старшие братья» – итоговый экзамен по алгебре в 9-м классе и ЕГЭ) в уровнях подготовки учеников продвинутых, успешных и – «обычных» школ?
      

– В системе образования начинает действовать кластерный принцип, – объяснила Алла Васильевна. – Сравнивать показатели школ со слишком разным по качеству контингентом учащихся неэтично. Сформированы кластеры, в которые объединены: школы с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи, учреждения «начальная школа – детский сад», средние общеобразовательные школы, основные образовательные школы. Анализ результатов деятельности каждого образовательного учреждения теперь будет вестись преимущественно внутри его кластера.
      

Для родителей же и самих учеников кластерный подход будет своего рода «указателем». Ведь гарантированный государством образовательный стандарт – это по сути базовый уровень. Хочешь подняться выше – выбирай кластер по способностям и амбициям. Бесполезно спрашивать с обычной школы уровень знаний, адекватный гимназическому. Но у кластеризации образования может быть и оборотная сторона: стягивание к одному полюсу заведомо сильных образовательных учреждений, а к другому – «неудачников», «лузеров». А в обществе такие процесы привели к беспрецедентному расслоению населения и многим другим бедам, присущим социальному сегментированию.

Начальник отдела центра оценки и контроля качества образования Татьяна КРАЙНОВА:
– В школах области один и тот же предмет преподают по 9 – 19 различным учебникам! Никто не ограничивает учителя в праве выбора рекомендованных Министерством образования учебно-методических комплексов, но разве не важно знать, какой из них наилучшим образом выводит ребенка на образовательный стандарт? В этом году особенно порадовал УМК «Гармония» Соловейчика, огорчила «Школа России» Зелениной. Мониторинг показал, что при пяти часах в неделю на изучение русского языка ученики усваивают предмет лучше, чем при четырех и шести. Если учитель ведет 30 и более часов в неделю, качество обучения заметно снижается.

Директор школы № 18 Надежда АНТОНОВА:
На результатах тестирования негативно сказывается стресс, переживаемый ребятами с повышенным уровнем тревожности. Поэтому в этом учебном году мы уже с сентября начали отрабатывать с четвероклассниками тестовую технологию.

Завуч школы № 62 Елена СМИРНОВА:
Классы, работавшие по программам развивающего обучения (система Занкова, «2100»), сдали тест значительно лучше, чем обучавшиеся по «традиции».

Рейтинг учебников (УМК) по русскому языку для 4-го класса:
оценки выше «2» получили (%)
оценки «4» и «5» (%)

«Гармония». М.С. Соловейчик
96,99
52,4

Система Л.В. Занкова. А.В. Полякова
97,3
50,4

«Начальная школа 21 века». С.В. Иванов
96,2
48,5

«Школа 2100». Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
96,6
45,4

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В.В. Репкин
95,98
42,3

«Классическая начальная школа».
Т.Г. Рамзаева
93,8
31,1

«Школа России». Л.М. Зеленина
       92,1
       29,98
      
Показатели, обеспечивающие максимальную успешность учащихся начальной школы в изучении русского языка:

Нагрузка учителя (в неделю)
Категория учителя
Стаж работы учителя
Количество часов на изучение предмета (в неделю)                      
до 20 часов
высшая
16 – 25 лет
5
 

Кировский район: средний балл – 52,42
В школах – №№ 4, 33 и 70 все писавшие тест четвероклассники с ним справились. В большинстве школ района процент двоек – мизерный, лишь в школах № 25 и № 1 он немногим выше 12%. Лидер по количеству пятерок и четверок – школа № 49 (около 68%), немного уступают ей школы № 4 (65,79%) и № 33 (64,11%). Наименьшее число хороших и отличных оценок в школах № 7 (13,64%), № 25 (22,5%), № 1 (24,25%), №70 (30%).

Дзержинский район: средний балл – 51,46
Четвероклассники школ №№ 27, 29, 55, 62, 72 и начальной школы – детского сада № 115 не получили за тест ни одной двойки. Больше всего двоек в школах № 60 (15%), № 5 (13,8%), № 17 (13,64%), №11 (12%) и №39 (11,43%).
А вот НШ/ДС № 115 может похвастаться тем, что здесь самый высокий в городе показатель полученных за тест четверок и пятерок – 87,5%! За ней следуют: «Женская гимназия» с уровнем успешности 64,71%, школы – № 56 (61,54%), № 55 (64,51%), № 58 (60,39%), № 62 (59,73%). Огорчили школы – № 39, где только 8,57% ребят получили за тест «4» и «5», № 17 (18,18%), № 60 (20%), № 27 (27,28%), № 10 (29,78%), № 5 (31,03%).

Красноперекопский район: средний балл – 50,94
В школах №№ 12, 32 и 53 – ни одной двойки за тест. А наибольшее число неудовлетворительных оценок в школах – № 8 (19,35%), № 75 (7,81%) и № 40 (7,68%). Самые высокие показатели успешности в районе у школы № 15 (59,21%). Зато в школе № 40 лишь 13,47% учеников написали работу на «4» и «5», в школе № 32 – 23,08%, школе № 8 – 25,81%.

Фрунзенский район: средний балл – 50,57
Ни одной двойки за тест в школах №№ 16, 68, 73 и 78. Зато в школе № 35 каждый четвертый четвероклассник получил «пару». Больше всего «4» и «5» – в школах № 78 (67,65%), № 28 (66,67%), № 88 (63,51%.). Меньше всего – в школах № 35 (8,33%), № 16 (10%), № 18 (28,87%), № 73 (29,17%), № 23 (29,23%), № 21 (29,41%).

Ленинский район: средний балл – 49,77
Ни одной двойки – только в начальной школе – детском саду № 1. Больше всего двоек – в школах № 44 (37,5%), № 74 (23.26%) и № 9 (12,5%). Лидеры по хорошим и отличным оценкам – начальная школа – детский сад № 1 (76,19%) и школа № 20 (66,66%). Аутсайдеры – школы: № 44 (ни одной четверки и пятерки), № 9 (4,17%), № 3 (19,23%), № 71 (25%), № 74 (27,9%).

Заволжский район: средний балл – 48,92
Без двоек написали тест ученики школ №№ 41, 67, 77, 79, 84 и начальная школа – детский сад № 191. Самые высокие показатели успешности – в начальной школе – детском саду № 191 (65,22%), школах № 84 (63,08%), № 79 (60%), № 83 (59,09%). Огорчили школы – № 50 (41,67% писавших тест получили двойки, а пятерки и четверки – всего 8,33%), № 46 (27,77% двоек на 16,67% – хороших и отличных оценок), № 19 (20% не справившихся, 15% успешных), № 51 (19,24% не справившихся, 15,58% четверок и пятерок), № 2 (16,48% «неудов», 18,68% «4» и «5»), №№ 47, 48 и 52, где лишь от 20,59% до 26,14% учеников справились с тестом на «хорошо» и «отлично».

Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать