17:05
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 декабря 2008

Чечетка в лаптях и с баяном

Впервые русские увидели чечетку в 1908-м году, когда в Петербург заехала гастролирующая группа негритянских артистов. Диковинный танец очень уж пришелся по душе, и по всей стране стали возникать локальные очаги степ-культуры. И вот в ушедшие выходные в ДК «Судостроитель» прошел 2-й молодежный конкурс «Чечетка-2008». И хотя участвующих в фестивале коллективов было всего тринадцать, многие выступали по несколько раз и в разных номинациях. На сцене отплясывали и наши ярославские ребята, и гости из Костромской, Ивановской, Вологодской областей. Два коллектива прибыли из Петербурга, а один из Татарстана. Не зря именно татарские девчата (дуэт «Сайдаш») в номинации трио-дуэт стали обладательницами гран-при. Артистки в красивых национального покроя платьицах смогли показать настоящий высококлассный степ. Если большинство участников стучали в пол классическими черно-белыми туфлями с металлическими пластинами на подошвах, то молодая татарская пышечка делала то же самое, но – деревенским берестяным лаптем, обитым деревянными дощечками. Дощечка не то чтобы очень уж было слышно, и не то чтобы они стучали синхронно и в ритм, зато выступали девушки с неприкрытым азартом и за два предъявленных на суд жюри номера в полной мере раскрыли эмоциональный дух своего народа. Перестукивая, девушки спорили друг с другом, конфликтовали: сразила сценка, где одна предстала воровкой, а другая – разгневанной торговкой с пристальным взглядом и кулаками, подпирающими бока.    

Впрочем, никудышного танца, как и никудышных танцоров, в тот вечер не было.
    

– Очень оригинальный номер у костромича Игоря Белова, – заметил сразу после окончания конкурсной программы заслуженный артист России, профессор Российской академии театрального искусства, постановщик танцевальных степ-номеров в фильмах «Зимний вечер в Гаврах», «Мы из джаза», «Прогулка в ритмах степа» Владимир Кирсанов. – Игорь продемонстрировал своеобразный, оригинальный, необычный танец. Он ведь танцевал с баяном. А это очень сложно – скоординировать игру на музыкальном инструменте со своими движениями, ритмически все это сложить. Я видел саксофонистов, гитаристов, отбивающих чечетку, но чечетка с баяном меня удивила – баян ведь тяжелый! Девочка хороша из Иванова, работает в современной экспрессивной манере, с плотным ритмическим рисунком, с наполнением, и манера у нее изящная, женственная.
    

Ярославский дуэт Сергея Кузнецова и Михаила Белова запомнился судье не меньше. То, что неподготовленному зрителю могло показаться не очень ярким танцем «веселого офисного работника, когда тому пообещали повышение» профессионала растрогало глубоко.
    

– Вся суть здесь именно в этой ненавязчивости, – сказал Владимир Кирсанов. – Ребята выступали в простых брюках, красиво, вкусненько, изящно, без педалирования, без излишней мишуры, что и не нужно этому жанру – он ведь всегда был демократичным. Это замечательно, что в том же, в чем танцуют, они свободно ходят по улице.
    

Ярославский дуэт, таким образом, получил диплом первой степени.
    

– Чечеткой я совсем недавно занялся, – говорит Сергей Кузнецов, представитель дипломированного дуэта, – месяц-два танцую. Такой прогресс за столь короткое время можно, наверное, объяснить тем, что народными танцами я занимаюсь лет тридцать – всякие хлопушки, разножки, присядки делаю без труда.
    

И уж кто запомнился на фестивале больше всех, так это дети из коллектива «Step By Step», получившие гран-при в номинации «Лучший ансамбль-группа». Прибыли они из Вологодской области, из села Нюксеница. Артисты – совсем еще малыши, но все при черных цилиндрах, во фраках, очень подвижные, с живой мимикой и умными глазами. Сценки, которые показывали ребята, поражали той чувственной и эмоциональной глубиной, экспрессий, которой, порой, на фестивале не смогли добиться более взрослые танцоры.
    

– Национальная особенность русской чечетки именно в том, по прошествии мероприятия задумчиво сказал Владимир Кирсанов, что русские в этот танец, как и в любой другой, классический или народный, вносят сердце, потому что русские танцуют с душой, вкладывают в движения самого себя, одухотворяя, адаптируя, делая танец понятным, где угодно – от России, до Америки. Может, в технике мы и проигрываем европейцам, но танцевальностью, фантазийоностью, сюжетностью, настроением мы – впереди.
    

Автор: Владислав Кукреш

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать