18:39
среда,
4 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 декабря 2008

Концерт под сводами святыни

Под сводами возрожденного Казанского собора впервые звучали духовные песнопения. Выступали архиерейский хор Ярославской епархии и филармоническая хоровая капелла «Ярославия». Но центральной фигурой состоявшегося здесь благотворительного концерта в помощь собору стал всемирно известный бас Большого театра, народный артист России, профессор Российской академии театрального искусства Владимир МАТОРИН.– Этим концертом мы возрождаем благодатную традицию, – обратился к верующим архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. – Издревле на Руси в храмах больших епархиальных городов устраивались благотворительные концерты. С утверждением советской власти эта традиция прервалась. Но сегодня мы снова можем утешить душу духовной музыкой. 

Прихожане замирали в ожидании благодатных песнопений. Особо предусмотрительные пришли заблаговременно и устроились на расставленных в несколько рядов скамьях. Остальные стояли, тесно прижавшись друг к другу. Те, кто припозднились, стояли на улице, на свирепом ветру, кутаясь в платки и поднятые воротники. Самый большой храм города не мог вместить всех пришедших.

– Приехала из Москвы, – рассказывает прихожанка Дарья Тульчий. – Учусь в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. А среднее образование получила в православной гимназии в Ярославле, той, что рядом с Казанским собором. Решила навестить родные места, а тут как раз концерт! Голос у Владимира Маторина волшебный – слушать одно удовольствие.

Как русский богатырь, предстал перед публикой Владимир Маторин. Мощь и трогательная задушевность, удаль молодецкая и рассудительность – всеми этими качествами, присущими самому Владимиру Маторину, наделены и воплощенные им герои. Он – не только эталонный Иван Сусанин и самый востребованный в мире Борис Годунов. Всего в его репертуаре около 90 партий. Его яркий, пластичный голос звучал в оперных театрах Италии, Франции, Германии, США и других стран.

 – Моя любовь к православной музыке началась с празднования тысячелетия Крещения Руси. Три дня подряд шли концерты. Масса коллективов, сменяющих друг друга: и большие хоры, и маленькие, и соло, и квартеты… Я просто очаровался красотой и мощью того, что происходило в эти три дня. Кроме того, я испытываю искреннюю любовь к пятой пластинке Федора Ивановича Шаляпина. У него есть озарение, истовость, самобытность, – восторгается Владимир Анатольевич. –  Нет для меня ничего лучше, когда духовные произведения звучат в храмах. Алтарь, иконы, акустика какая! Все здесь настраивает на особый лад.

Подлинный простор и пространства души Владимир Маторин всегда чувствовал в русской провинции. Никогда не забывал он о старинных городах с их патриархальностью, неспешным течением жизни. 

– До концерта в Казанском соборе мы выступали с Владимиром Маториным в начале ноября в ярославской филармонии на закрытии историко-музыкального фестиваля «Жемчужины России», – рассказывает главный хормейстер «Ярославии» Елена Вербицкая. – А по ходу фестиваля он гастролировал с благотворительными концертами в Угличе, Тутаеве, Ростове. 

Уже два года Маторин возглавляет фонд возрождения культуры малых городов России. При его содействии и был организован благотворительный концерт в Казанском соборе. 

– Без помощи благодетелей храм полностью не восстановить. Нужды его велики, – рассказывает инокиня Тавифа. – Ведь с установлением советской власти Казанский собор серьезно пострадал. С 1919 года здесь находился склад свозимых со всего города икон и иконостасов. С 1920-го по 1922 год под сводами святыни размещался городской концлагерь. А с 1928 года – областной архив. Реставрационные работы в соборе начались десять лет назад. Многое уже сделано. Храм оштукатурен, побелен. Отреставрированы сохранившиеся на сводах собора фрески. Разобраны железобетонные конструкции, оставшиеся после архива. Из-за них звук глох на корню. Теперь предстоит восстановить утраченные фрески, иконостас, поменять половое покрытие, сделать возвышения под чудотворные мощи святителя Агафангела и Казанскую икону Божией Матери. 

 Желающие насладиться музыкой и помочь в возрождении собора приходили до позднего вечера.

 – Концерт этот – маленькое чудо, – радуется игуменья Казанского монастыря матушка Екатерина. – Вообще, планировалось провести его в другой день. Но случилось это именно четвертого декабря, когда православные празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы. Предваряя собой Рождество Христово, в этот день вспоминают событие из детства Богородицы, когда она была отдана на воспитание в храм. Поэтому пришло так много людей. Многие на службы не ходят, но любят духовные песнопения. А это ведь те же молитвы. Сколько смысла вложено в каждое слово! При чтении только сильные молитвенники проникнутся их глубиной, а через песнопения они оказываются доступны каждому. Все в них держится не на инструментах, а на голосе – даре Божием, человеку данном.
 

Автор: Александра СМОЛЯР

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать