23:37
вторник,
16 апреля 2024 г.
6.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 декабря 2008

Владимир КОВАЛЕВ: Быть руководителем сегодня – это тяжкий труд

Владимира Андреевича КОВАЛЕВА, председателя последнего в новейшей истории Ярославского облисполкома, старшему поколению ярославцев представлять не надо. 4 января 2009 года исполнится ровно 17 лет, как Владимир Ковалев, прошедший все ступени советско-партийной карьеры, от директора Ярославского судостроительного завода до председателя облисполкома, покинул свой кабинет на Советской площади. Пробыв четыре месяца без работы и поняв, что никто никуда не собирается его приглашать, Владимир Ковалев принял предложение неизвестных ему до этого молодых людей и занялся бизнесом. До сих пор он является генеральным директором фирмы «Ассоциация делового сотрудничества». Время от времени к Ковалеву обращаются журналисты, историки, писатели, потому что по его жизни вполне можно изучать нашу историю, непростую, непредсказуемую, а подчас и трагическую. А мы попросили Владимира Андреевича Ковалева высказать свой взгляд на сложившуюся в обществе ситуацию, в том числе и на финансово-экономический кризис.     – Владимир Андреевич, мне бы хотелось начать с такого вопроса: вам уже немало лет, но вы продолжаете работать. Почему вы не можете себе позволить не работать?    

– Скорее, это потребность, ритм и образ жизни. Много десятилетий я ходил на работу. Сейчас вроде бы и нет необходимости в моем ежедневном присутствии, потому что работают мои заместители, профессионалы по всем направлениям, но у меня есть потребность встретиться с партнерами, коллегами, обсудить ситуацию и в стране, и в регионе и другое…
   

– И как ситуация? В каких направлениях лежит ваш бизнес?
   

 – Ситуация, можно прямо сказать, не очень, хотя направления у нас самые разные: это переработка и строительство. Нефтепродуктами давно не занимаемся. Честно сказать, особо похвастаться нечем. И дело не только в кризисе.
   

– Владимир Андреевич, у вас, наверное, была возможность найти себя в политике после 1991 года? Или вы так были обижены своей отставкой, что не захотели возвращаться в те круги?
   

– Не захотел, не совсем потому, что был действительно обижен. Меня отстранили от работы, даже не объяснив причины, не высказав никаких претензий. Даже фамилии моей в указе Президента не было: упразднена должность, потому что упразднена структура облисполкома, вот и все. На Лисицына я никогда не обижался – был бы не он, так другой на его месте, кому я как «бывший» обязан был передать дела. С Анатолием Ивановичем во все годы его работы складывались добрые, товарищеские отношения.
   

– Наверное, когда вы увидели, как могут обходиться с нынешними первыми лицами, вся ваша обида прошла. Раньше хотя бы уголовными делами не пугали.
   

– Да через год я уже вообще отошел от всяких обид, тем более что увлекся новым делом. А когда каждый день крутишься, некогда чувствам предаваться. Тем более не было конкретного адресата обиды. На судьбу? На перестройку? Я видел, что строй меняется и что всех нас, бывших, потихонечку убирают. И даже причину своей отставки понимал: будучи депутатом Верховного Совета РСФСР, где председателем президиума был Борис Николаевич Ельцин, я голосовал фактически против всех предложений Ельцина. Я был не согласен с его политикой. А Анатолий Иванович, он же не потерялся, он занимается государственными делами. Он депутат Государственной Думы России. Желаю ему успехов.
   

– На ваш взгляд, руководителям города, области сложнее было тогда, в ваше советскопартийное время, или сейчас?
   

– Конечно, сейчас. Быть государственным служащим сегодня вообще сложно и опасно. И все время под колпаком. Не знаешь, когда тебя снимут, но знаешь, что даже причин не объяснят. Быть руководителем сегодня – это тяжкий труд. А городом руководить или областью вообще сложно в условиях стихийного рынка. В экономике – хаотичный рынок, кадры неуправляемые. Раньше мы могли спросить с руководителя предприятия и план, и дисциплину, потому что заводы и фабрики были государственными. И несли еще партийную ответственность. И они обязаны были помогать городу и области. А сегодня что? Предприниматель хочет – делает, хочет – не делает. Я иногда смотрю на Виктора Владимировича Волончунаса и восхищаюсь, как ему удается находить выход из таких сложных ситуаций и удерживать город не просто на плаву, а очень даже на хорошем уровне, развивать и идти вперед. Виктор Владимирович быстро разобрался в сути возникающих новых экономических условий, быстро понял, что такое муниципальная собственность. Виктор Владимирович очень много прилагает усилий для подготовки города к юбилею, у него много ценных, нужных городу планов. Он достойно ведет город к 1000летнему юбилею.
   

– Возвращаясь к экономической теме. Какието прогнозы можете сделать?
   

– Если одним словом, то – кошмар. У нас не просто рыночная экономика, у нас хаотичный рынок, в котором мы сами, помоему, еще разобраться не можем. Для меня достойным примером является Белоруссия. Кризиса у них нет. Вся экономика регулируется государством. А у нас все промышленные предприятия перешли в частные руки. И что? Никто никому не подчиняется, никакого планирования нет и уж тем более нет перспективного планирования, а в экономике без этого нельзя. Я всегда с удовольствием вспоминаю годы работы на судостроительном заводе, где проработал более 22 лет. Мы жили и работали по пятилетнему плану, а еще был перспективный десятилетний план. Корабль собирается из тысяч и тысяч деталей. Как же не планировать их производство?! Тем более что многие изделия мы получали по кооперации с другими предприятиями.
   

– Сейчас уже заговорили о необходимости трехлетних планов, так что, может, вернемся и к пятилеткам. Конечно, при социализме кризисов не было. Но ведь и полки магазинов были пустыми.
   

– Честно скажу, все эти годы меня мучают два вопроса. Первый. Во времена Советского Союза Россия была самой мощной республикой практически с неограниченными ресурсами. Мы помогали всем советским республикам, всем развивающимся странам и странам социалистического лагеря, содержали огромную армию, строили заводы и вкладывали деньги в сельское хозяйство. Сегодня мы никому не помогаем, армию сократили дальше, что называется, некуда, заводов не строим, в сельское хозяйство тоже особых вложений нет. Где деньги? Куда они уходят? А ведь беднее ресурсами Россия не стала.
   

Вопрос второй. В социалистические времена вся страна работала, пятилетку выполняли за 4 года, были ударники соцтруда, страна работала день и ночь, а в магазинах ничего не было. Сегодня страна не работает, а сейчас тем более производства встают, а в магазинах есть абсолютно все.
   

– И заметьте, есть не только импорт, но и нашего много. А если говорить о продуктах, то мы предпочитаем колбасу не импортную, а нашу, так же как и шоколад, и молочные продукты. Так вывод какой напрашивается?
   

– Наверное, в экономике должны быть два направления. Такие отрасли, как оборонная промышленность, самолетостроение, судостроение, машиностроение, нефть, газ, энергетика, строительство и так далее, должны быть под контролем государства, должны планироваться в своем развитии. А вот пищевая, перерабатывающая, легкая промышленность, сфера услуг и торговли должны быть отданы частникам, то есть рынку.
   

– Владимир Андреевич, возвращаясь к реальной ситуации в Ярославле. Поскольку вы в качестве достойного современного руководителя города назвали Виктора Владимировича Волончунаса, наверное, мы не вправе с вами замолчать ту ситуацию, в которую Виктор Владимирович попал. Сейчас говорят и пишут об этом на все лады. 
   

– Я возмущен тем враньем, которое раздуто во многих СМИ. Еще ничего не известно, идут следственные мероприятия. Давайте подождем конца следствия, потом будем делать выводы. Я очень уважаю Виктора Владимировича, восхищаюсь им, поддерживаю его. Да, ДТП, в которое он попал, это трагедия, но ведь следствие еще не сделало никаких выводов. Даже если будет признана хоть какаято вина, уверен, Виктор Владимирович не будет уходить от ответственности, он человек глубоко порядочный. Я бы очень хотел, как и многие ярославцы, чтобы Виктор Владимирович продолжил свою деятельность. За последнее время ярославцы почувствовали, как энергично и дружно работает мэрия и муниципалитет города с руководством региона и областной Думы, решая многие вопросы, связанные с перспективным развитием города.
   

Ситуация, конечно, трагическая, но это надо пережить. Я сам автолюбитель, последние годы всегда сам за рулем и однажды пережил нечто похожее: на трассе меня ослепила машина, а посередине трассы шла весела компания. Доли секунды, как я успел увернуться, просто чудо. Так что я представляю, как это тяжело, но это надо пережить. И все­таки, как оптимист, я надеюсь, что в нашем городе будет все благополучно, надеюсь, что наша страна достойно поправит все неудачи в экономике и будет успешно решать социальные программы. 
   

Автор: Ирина ВАГАНОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать