Мишкино счастье
Когда Минздравсоцразвития решило реформировать детские дома, устройство сирот в семьи пошло ударными темпами. Многие родители брали детдомовских детей не только потому, что поддались на жалостливую социальную рекламу, но и из финансовых соображений. Ведь государство стало оказывать приемным родителям материальную поддержку, что для многих явилось большим подспорьем. Сегодня наметилась обратная тенденция: возврат детей в детские дома. В результате ребенок становится дважды сиротой. А то и – трижды. Вот такой получается круговорот детей. При этом родители, отказывающиеся от сироты, находят множество причин, чтобы оправдать свой поступок. Но как бы то ни было, жертвой их ошибки или необдуманного решения становится ребенок. Есть случаи отказа и в нашем городе. Правда, единичные. Тем не менее каждый возврат – психологическая травма для сироты. К счастью, положительных примеров значительно больше. Так, на сегодняшний день в Ярославской области насчитывается 625 приемных семей, которые взяли на воспитание из детских домов 884 ребенка. А в Ярославле в 118 семьях воспитываются 139 приемных детей. Среди них немало семей, в которых приемные дети появились задолго до того, как родителям стали выплачивать существенную материальную помощь.Наша Маша
В нашем городе появились рекламные щиты, а на них – счастливые семьи. Это один из видов социальной рекламы, разработанной по инициативе управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии. На одном из щитов – семья Чеботарь: мама Ольга Владимировна, папа Вячеслав Дмитриевич и дети – Маша и Стасик. И вряд ли кто может предположить, что Маша – приемная дочка.
– В нашей семье росли два сына – старший Саша и младший Стасик. А нам хотелось еще и дочку, – рассказывает Ольга Владимировна. – Но врачи сказали, что у меня, к сожалению, детей больше не будет. И вот стали мы думать: не взять ли нам девочку из детского дома. Советовались с бабушкой. Римма Михайловна Лебедева – уважаемый, заслуженный человек. Ее трудовая деятельность прошла на комбинате «Красный Перекоп». Она имеет орден Трудового Красного Знамени. Ей довелось быть делегатом XXV съезда КПСС. У нас есть фотография со съезда, где бабушка стоит рядом с Валентиной Терешковой, своей давней знакомой. Когдато они жили в одном доме. Так вот, бабушка одобрила наше желание взять на воспитание приемного ребенка. Однажды мы увидели по телевидению сюжет из центра по усыновлению. На следующий же день пошли туда, стали выбирать девочку. Пересмотрели много детишек. Но остановились на той, которую увидели самой первой. «Ну копия бабушки в детстве», – сказал папа. Оформили опекунство. Маше тогда было почти два года, а выглядела как годовалый ребенок. Говорить она не умела. Поначалу очень боялась папы, ведь в доме ребенка ее окружал женский персонал. Сначала мы взялись за ее лечение, а болезней у нее было немало. Целый год маялись. Иногда просто руки опускались. Но тяжелый период миновал, и мы стали Машу закаливать. У нас есть дом в деревне. Парнишки плещутся в пруду, а Маша – в ванночке на берегу. А когда подросла, стала вместе с ними нырять с мостков. Маша отставала и в развитии. Мы посещали психологический центр «Гармония». Там ей помогли догнать сверстников. Сейчас Маша учится в первом классе. Когда у нас возникают какието проблемы, всегда на помощь приходят специалисты отдела по опеке департамента образования мэрии.
Когда Маша появилась в доме, Стасику было 11 лет. Ему, как младшему в семье, уделялось особое внимание и ласка. А тут вдруг родители переключились на малышку, что вызвало естественную реакцию – ревность, протест. Но постепенно эти чувства переросли в привязанность. Стасик даже стал забирать сестренку из садика. А сейчас водит в школу. Теперь Маша – младшая и любимая в семье. Понятие «мама» для нее – святое. Мамочка, мамуля – ласково называет она Ольгу Владимировну. Хотя ей уже объяснили, что она – приемный ребенок. А про нее все члены семьи так и говорят: «Наша Маша и ничья иначе».
Из лоскутного шитья
Этих детей называют поразному. Самое ласковое название – даунята. Природный сбой, при котором в стандартном наборе хромосом появляется одна лишняя, становится приговором на всю жизнь. Болезнь не предотвратить, не излечить. Остается одно – научиться жить с ней. Но как правило, такой малыш сначала попадает в специализированный дом ребенка, а дальше начинается путешествие по интернатам. Таким образом, родители лишают себя возможности прожить пусть и не простую, но свою жизнь, а чувство вины не дает им покоя. Ребенок же лишается шанса расти в семье. В детдомовских условиях обычномуто ребенку тяжело, что уж говорить о малыше, нуждающемся в особом уходе. Только в семье, в любви, заботе и усиленном внимании он может выжить. Конечно, можно сетовать, что инвалидам нелегко, что общество наше не готово, но как же оно будет милосердным и терпимым, если большинство людей, нуждающихся в милосердии и помощи, от общества изолированы?
Супруги Ирина и Владимир взяли Мишу из дома ребенка, когда ему было около пяти лет – абсолютно беспомощного, не умеющего ни ходить, ни говорить, ни плакать, ни смеяться. Он не умел даже прожевывать пищу.
– Когда мы привезли его домой и положили в кроватку, он вдруг закричал. Малыш испугался висящего на стене ковра. Хороший знак, подумала я. Кричит, значит, реагирует на внешний мир. В доме ребенка его кроватка стояла посреди комнаты. Четыре года он видел вокруг себя пустоту. А тут возле него вдруг появилось чтото непонятное. Мы окрестили ребенка. При крещении ему дали имя Михаил, – рассказывает Ирина. – Этот человечек был как закрытая коробочка, как большая загадка. Он ведь ничего не понимал, не говорил и даже первое время не смотрел на меня. Я всеми силами пыталась разрушить его внутреннее одиночество. Очень тяжело, когда тебя не понимают, когда ты не можешь выразить себя. А ведь внутрито жизнь идет, душато живая, здоровая, но поврежденное тело мешает ей адекватно выражать себя. Очень важно было научить Мишу смотреть, понимать речь, концентрироваться, внимательно слушать, подражать действиям взрослого, выполнять самые простые просьбы, ведь у него не было интереса к окружающему миру. Здесь неоценимую помощь оказали игрушки, специально сделанные для Миши, пальчиковые игры, песни, сказки, ежевечерние кукольные спектакли, домашние дела. Поскольку у Миши отсутствует речь, все было поставлено на то, чтобы научить его общаться с помощью жестов. Говорить Миша не стал, но зато выучил буквы и научился читать. Всю квартиру я увешала табличками со словами. Но общаться с помощью табличек не очень удобно, возникла мысль научить Мишу печатать на электронной записной книжке. Это гораздо удобнее, она совсем небольшая, ее можно положить в карман, она всегда под рукой. Так мы подняли уровень нашего общения и весьма его расширили. Но машинка может сломаться, может разрядиться батарейка в самый неподходящий момент, поэтому я мечтала научить Мишу писать. Что бы я ни придумывала – игры, занятия, рукоделие, все было направлено на развитие кистей рук, пальчиков, таких неловких и неумелых. Теперь Миша пишет вполне грамотно, правильно употребляет род, число, падеж. Конечно, все, чего мы достигли, – результат неустанного, кропотливого труда.
Ирина убеждена, что необучаемых детей нет. Но некоторым нужен особый, индивидуальный подход и время, так как они не могут учиться в условиях массовой школы.
– Найти педагога для такого человечка очень трудно, к тому же вряд ли этот педагог сможет уделить ребенку столько времени, сколько необходимо, ему просто придется переселиться к вам. Поэтому родители должны сами стать активными учителями под руководством специалиста, – уверена она. – Что может быть интереснее и увлекательнее, чем наблюдать, как растет малыш на ваших глазах, и помогать проявиться его талантам! Для меня это бесконечный творческий процесс! Конечно, растить такого ребенка в одиночку очень сложно. Я бесконечно благодарна и счастлива, что мой муж разделяет со мной мои убеждения и все заботы о Мише. Он – наша опора и поддержка, без него ничего бы не получилось. Но не только мы помогаем Мише. И он подарил нам целый мир – удивительный, интересный!
Ирина по профессии – инженерконструктор. Работала в проектном институте много лет. Впервые познакомилась с людьми с синдромом Дауна в Москве, была очарована их открытостью, искренностью, особым обаянием. Увлеклась педагогикой, училась, прошла стажировку в Германии. Постепенно Ирина пришла к осознанию, что хочет взять такого ребенка на воспитание в семью. Уверена была, что ей легче именно такого ребенка принять. Ведь эти особенные дети не несут родительских наследственных черт. Они космические, считает она.
Когда в доме появился Миша, Ирина оставила работу. И вот уже почти 10 лет занимается воспитанием приемного сына. Эта удивительная женщина сделала невозможное. Шаг за шагом она учила ребенка тому, что нужно, и так, как нужно. Накоплен огромный опыт. Отснято множество фильмов, показывающих процесс обучения и воспитания, в том числе на индивидуальных занятиях в школе. Есть задумка написать книгу.
Сейчас Миша умеет вязать, играть на пианино одной рукой простые мелодии, работать на огороде, пользоваться пылесосом, мыть пол, посуду и делать много других домашних дел. Миша помогает маме стряпать, варить варенье, делать заготовки на зиму. Они ходят на выставки, в цирк, в кафе, любят путешествовать. Теперь, когда Миша многому научился, очень важно, чтобы он умел обходиться без помощи взрослого, становился все более самостоятельным, и для этого нужно еще много трудиться. Есть идея организовать место, где могли бы жить и работать люди с разными возможностями, по типу западных кемпхиллпоселений. Но это задача на многие годы, так что скучать не придется.
Както Ирина водила Мишу на выставку картин из лоскутного шитья. На одном из панно они увидели деревенский дом, девочку, сидящую с книжкой под деревом, корову, цветы. На вопрос Ирины, что изображено, Миша набрал на клавиатуре электронной записной книжки лишь одно слово – «счастье»!
Комментарии