05:25
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
8 апреля 2009

Париж показался деревней

Ее жизнь похожа на волшебную сказку, память о ней перешагнула границы и пережила государства, а ее биография стала сюжетом для десятка увлекательных романов. Русская княжна Анна вошла в историю Франции, породнив две династии, два народа. Однако и c Ярославлем эту знаменитую киевлянку связывают родственные узы: Анна Ярославна – достойная дочь Ярослава Мудрого, которому и наш древний город обязан своим появлением на свет. Точная дата рождения княжны Анны, младшей дочери Ярослава Мудрого, историкам не известна. Вероятно, ей было около двадцати лет, когда весной 1048 года ко двору великого князя Киевского с богатыми дарами пожаловали французские послы. Знатные гости прибыли с почетной миссией: король Генрих I предлагал русской принцессе Анне руку и сердце, «ибо даже до Франции дошла слава о ее совершенстве».

Князь Ярослав действительно мог по праву гордиться своей дочерью: по свидетельствам современников, юная княжна являла собой редкое воплощение «красоты и мудрости». Свободно владея греческим и латынью, она вызывала восхищение ученых богословов, а лихо гарцуя на коне, удивляла даже французских вельмож.

Брак Анны с королем Генрихом становился для русского государства очередным шагом к упрочению международного престижа. К тому времени старшие сестры Анны уже покинули отчий дом, разделив с мужьями престолы Норвегии и Венгрии. Кортеж невесты отправился по старинному торговому тракту – через Краков и Прагу в далекий Париж. Сорокалетний жених встретил Анну в Реймсе, где с давних времен короновали французских монархов. Уже на брачной церемонии в мае 1051 года Анна показала себя истинной королевой, проявив настойчивость и твердость: отказавшись от латинской Библии, она принесла клятву на привезенном ею славянском Евангелии. Красноречивым символом выглядел и сам брачный договор, где рядом с изящной подписью Анны супруг смог поставить лишь неуклюжий крестик.

Франция XI века могла скорее разочаровать Анну. В письмах к родным она называла Париж крошечным и хмурым. Сетуя, что попала в настоящую деревню, Анна просила у отца прислать ей книги и… принадлежности для мытья. Непривычно скромным казался и королевский стол – здесь даже на праздничном обеде приходилось довольствоваться лишь супом. Тем не менее молодая королева, унаследовав отцовскую мудрость, приложила все силы, чтобы стать родной в незнакомой стране. Легко овладев французским языком, приняв католичество, Анна посещала мессы вместе с простым народом, щедро раздавала милостыню, а в небольшом городке Санлис основала женский монастырь, процветавший ее заботами. Аккуратные буквы кириллицы – «Анна Ръина» (королева Анна) на протяжении двух десятков лет скрепляли королевские приказы и грамоты. Разделяя с мужем государственные дела и заботы, Анна Ярославна вызывала восхищение виднейших политических деятелей Европы. Римский папа Николай II писал ей: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная девушка, дошел до наших ушей, и с великой радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом». После смерти Генриха в 1060 году Анна еще девять лет оставалась у власти, являясь регентшей при малолетнем сыне. Казалось, ни годы, ни перипетии большой политики не властны над красотой и обаянием русской княжны. В 1061 году молодая вдова пленила сердце одного из самых богатых своих вассалов – графа Рауля де Валуа. По легенде, графу пришлось похитить королеву, чтобы жениться на ней, однако 12 лет, прожитых этой парой в крепком браке, говорили о том, что и сама Анна мечтала оказаться похищенной.

Во Франции, как и в России, прекрасная Ярославна по­прежнему остается одной из самых знаменитых женщин Средневековья. Память о ней живет и в городе на Волге, где ярославнами ласково величают умниц и красавиц нашего времени.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать