12:47
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 мая 2009

Улита, дочь Макара

Каменная летопись Ярославля благодарно хранит имена купцов-меценатов, жертвовавших огромные средства на возведение и украшение посадских церквей. Удивительно, но есть в этом славном ряду и женское имя. Один из красивейших храмов города – церковь Ильи Пророка по сей день гордится восхитительными росписями, что заказала «в поминовение души» ярославна Улита Скрипина.Среди ярославских купеческих родов, этих «маленьких Медичи» XVII века, семье Скрипиных не было равных. Вонифатий и Иоанникий Ивановичи торговали мехами и драгоценными каменьями на «великую сумму», являясь поставщиками царского и патриаршего двора. Младший из братьев, Иоанникий, носивший чин «государева гостя», входил в число богатейших купцов государства. Радея о «благоукрашении» Ярославля, как, впрочем, и о собственном престиже, Скрипины подарили городу роскошный Ильинский храм, поразив земляков щедростью. После смерти двух братьев наследницей семейного капитала стала вдова Вонифатия – Улита Макаровна. Средневековые документы не сохранили для нас подробных сведений о женах богатых купцов, что по обычаю той эпохи неизменно оставались в тени супругов. Мы практически ничего не знаем ни о происхождении Улиты, ни о ее внешности. Неизвестна даже дата ее рождения. И все же одно можно сказать с уверенностью: вдова купца Скрипина была женщиной незаурядной.  

Судьба подарила Вонифатию и Улите лишь одного ребенка – дочь Пелагею. Дети Иоанникия до зрелого возраста не дожили, и юная Пелагея стала надеждой и отрадой для всей семьи. Пользуясь авторитетом в столице, Вонифатий Иванович нашел для дочки выгодную партию, выдав за богатого московского «гостя» Ивана Панкратьева. Ярославские богачи с нетерпением ожидали внуков, однако в 27 лет Пелагея внезапно скончалась, так и не успев осчастливить семью наследником. Единственным детищем угасающего купеческого рода стал Ильинский храм, и Улита Макаровна, на 20 лет пережившая мужа и деверя, окружила его поистине материнской заботой.

Ее стараниями храм пополнился новыми иконами, домашнее серебро Скрипиных было «поставлено» на иконный оклад. При Улите отливали и большой колокол – гордость Ильинского прихода. Улита Макаровна не скупилась на содержание храма, обращаясь к самым известным мастерам.

В 1680 году вдова задумала расписать церковь, пригласив искуснейших изографов – костромичей Гурия Никитина и Силу Савина, а также опытных ярославских художников. Благодаря слаженной работе артели всего за одно лето стены Ильинского храма покрылись изумительными фресками. Библейские сюжеты, деяния Ильи Пророка и его ученика Елисея органично вплетались в живописный ковер, поражавший яркостью красок и поэтичностью образов. Тематика росписи согласовывалась с Улитой Макаровной, и, может, не случайно значительный объем здесь занимают чудеса исцелений и воскрешений. Угасший на излете род Скрипиных, где так долго молились о наследниках и так часто хоронили не успевших повзрослеть детей, искал утешение в Священном писании. Возможно, иллюстрацией семейной трагедии в росписях Ильинского храма стал трогательный рассказ о сыне сонамитянки: пророк Елисей помогает богатой бесплодной женщине родить ребенка, а когда малыш умирает от внезапной болезни, Елисей возвращает его к жизни. 

Семью Скрипиных обессмертил нарядный Ильинский храм, и разве не чудо, что уникальные росписи XVII века здесь сохранились до наших дней? Наряду со звучными титулами царя, патриарха и митрополита в ней можно прочесть: «…по обещанию Иулиты Макаровны Скрипиной в поминовение своей души и прочих своих сродников». Так, с достоинством указав свое имя, купеческая вдова вывела на сцену ярославской истории новую героиню – деятельную, преданную семье и своему городу ярославну.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать