- Требования к безопасности частных музеев ничуть не меньше, чем к безопасности государственных, - говорит главный специалист департамента культуры администрации области Алла Хатюхина. - Другое дело - музеи на общественных началах, не имеющие официального статуса, например тот же мышкинский. Никто не может заставить их оборудовать помещение необходимыми средствами защиты, в том числе и противопожарной. Конечно, владельцы заинтересованы в сохранении своих экспонатов, но не всегда хватает средств на дорогостоящее оборудование.
Получается, что дамоклов меч висит над любым народным музеем. А фортуна может обозлиться не сегодня, так завтра. И выходит, обретение официального статуса, например, муниципального музея - своего рода страховка в сохранении экспонатов от того же пожара: бюджетное финансирование позволит решить вопрос с обеспечением необходимого оборудования. Но путь к заветному статусу не всегда усеян розами.
- Чтобы зарегистрироваться официально, необходимо проделать огромную работу, - говорит Надежда Николаевна Балуева, создавшая в частном доме на Перекопе народный музей «Дом фабричных Волковых». - Часть экспонатов требует реставрации. А значит, и значительных затрат и времени. Пытаюсь найти, например, ткань 60-х годов для обивки дивана. Пока не удалось. А как неофициальный музей мы государству не нужны и на поддержку не рассчитываем.
Музейный опыт Балуевой подтверждает, что дорогостоящая охрана и установка охранно-пожарных сигнализаций не по карману обычному человеку. Так что вся противопожарная безопасность в музее и по совместительству в жилом доме Надежды Николаевны зиждется на возможностях хозяйки, весьма ограниченных. В доме никогда не забывают выключать электроприборы, тщательно смотрят за печкой - вот, пожалуй, и все. Согласитесь, это капля в море.
Представьте себе масштабы затрат: на модернизацию системы охранно-пожарной сигнализации в музеях области в прошлом году потрачено более пяти миллионов рублей. Всегда в зоне риска деревянные здания с деревянными перекрытиями. Пропитка деревянных конструкций огнезащитным составом - очень дорогостоящее удовольствие. И если бы пропитки хватало на всю оставшуюся жизнь! Процедуру приходится регулярно повторять.
А музейная специфика порождает дополнительные сложности и затраты. Например, в музее-заповеднике Н.А. Некрасова пришлось упрятывать в стилизованные под старину шкафы пожарные рукава - они должны быть в помещении на каждых 50 метрах: не оставлять же громоздкие конструкции бельмом в интерьере XIX века.
- Охрана музеев областного и федерального подчинения финансируется из бюджета, - говорит Алла Хатюхина. - Но и частный музей, официально зарегистрированный, вправе рассчитывать на господдержку.
Яркий пример господдержки частного музея - музей Джона Мостославского «Музыка и время» на Волжской набережной. Фонд музея зарегистрирован как негосударственная часть Музейного фонда РФ, и на охрану экспонатов раскошеливается государство. «Музыка и время» - музей с сигнализацией, гидрантами, системами пожаротушения, вооруженной охраной. На личные сбережения такого себе не позволишь.
По мнению директора частного музея на Волжской набережной «Музыка и время» Джона Мостославского, частные музеи, как и государственные, должны охраняться государством. Ведь в случае пожара или кражи не собственник теряет коллекцию, а общество безвозвратно лишается неповторимых творений. И только государство способно обеспечить охрану на достойном, современном уровне. Остается с ним согласиться.
Кстати
При тушении пожара в музеях первую очередь эвакуируют людей. Наиболее уязвимые для огня раритеты выносят в первую очередь. Тушат огонь инертными газами, огнетушащим порошком, пеной, распыленной водой, дабы вред для исторических ценностей был минимальным. Чтобы отработать навыки ведения боя с огнем в музейных условиях, пожарные регулярно проводят учения. В позапрошлом году «тушили пожар» в музее-заповеднике, в прошлом - в Угличском музее.
Кстати
В нашем городе последний пожар в музее был в 1998 году. Загорелся мемориальный дом-музей им. Собинова. Причина пожара - нарушение правил эксплуатации электрооборудования. Огонь вовремя заметили и ликвидировали. Ущерб составил 350 рублей.
Комментарии