21:46
пятница,
14 февраля 2025 г.
Температура
НУ И ПОГОДА
С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
17 января 2007

Чей музей «красный петух» клюнет?

В ночь 4 января в Мышкине в знаменитом народном музее Мыши случился пожар. Огонь уничтожил отдел крестьянского быта: старинный, постройки XIX века крестьянский амбар - склад купцов Цыпленковых. Утрачены коллекции «Крестьянская чайная», «Льнопроизводство Мышкинского уезда», собрание местной гончарной посуды. Когда сторож заметил огонь, деревянная одноэтажная постройка уже полыхала вовсю. Приехавшие пожарные спасали уже не горящее здание, а рядом стоящие музейные строения. Причина пожара пока устанавливается. А по словам администрации музея, накануне в здании топили печь.Может ли «красный петух» нагрянуть в музеи нашего города? И в какие быстрее - в государственные или частные?   
- Требования к безопасности частных музеев ничуть не меньше, чем к безопасности государственных, - говорит главный специалист департамента культуры администрации области Алла Хатюхина. - Другое дело - музеи на общественных началах, не имеющие официального статуса, например тот же мышкинский. Никто не может заставить их оборудовать помещение необходимыми средствами защиты, в том числе и противопожарной. Конечно, владельцы заинтересованы в сохранении своих экспонатов, но не всегда хватает средств на дорогостоящее оборудование.

Получается, что дамоклов меч висит над любым народным музеем. А фортуна может обозлиться не сегодня, так завтра. И выходит, обретение официального статуса, например, муниципального музея - своего рода страховка в сохранении экспонатов от того же пожара: бюджетное финансирование позволит решить вопрос с обеспечением необходимого оборудования. Но путь к заветному статусу не всегда усеян розами.

- Чтобы зарегистрироваться официально, необходимо проделать огромную работу, - говорит Надежда Николаевна Балуева, создавшая в частном доме на Перекопе народный музей «Дом фабричных Волковых». - Часть экспонатов требует реставрации. А значит, и значительных затрат и времени. Пытаюсь найти, например, ткань 60-х годов для обивки дивана. Пока не удалось. А как неофициальный музей мы государству не нужны и на поддержку не рассчитываем.

Музейный опыт Балуевой подтверждает, что дорогостоящая охрана и установка охранно-пожарных сигнализаций не по карману обычному человеку. Так что вся противопожарная безопасность в музее и по совместительству в жилом доме Надежды Николаевны зиждется на возможностях хозяйки, весьма ограниченных. В доме никогда не забывают выключать электроприборы, тщательно смотрят за печкой - вот, пожалуй, и все. Согласитесь, это капля в море.

Представьте себе масштабы затрат: на модернизацию системы охранно-пожарной сигнализации в музеях области в прошлом году потрачено более пяти миллионов рублей. Всегда в зоне риска деревянные здания с деревянными перекрытиями. Пропитка деревянных конструкций огнезащитным составом - очень дорогостоящее удовольствие. И если бы пропитки хватало на всю оставшуюся жизнь! Процедуру приходится регулярно повторять.

А музейная специфика порождает дополнительные сложности и затраты. Например, в музее-заповеднике Н.А. Некрасова пришлось упрятывать в стилизованные под старину шкафы пожарные рукава - они должны быть в помещении на каждых 50 метрах: не оставлять же громоздкие конструкции бельмом в интерьере XIX века.
- Охрана музеев областного и федерального подчинения финансируется из бюджета, - говорит Алла Хатюхина. - Но и частный музей, официально зарегистрированный, вправе рассчитывать на господдержку.

Яркий пример господдержки частного музея - музей Джона Мостославского «Музыка и время» на Волжской набережной. Фонд музея зарегистрирован как негосударственная часть Музейного фонда РФ, и на охрану экспонатов раскошеливается государство. «Музыка и время» - музей с сигнализацией, гидрантами, системами пожаротушения, вооруженной охраной. На личные сбережения такого себе не позволишь.

По мнению директора частного музея на Волжской набережной «Музыка и время» Джона Мостославского, частные музеи, как и государственные, должны охраняться государством. Ведь в случае пожара или кражи не собственник теряет коллекцию, а общество безвозвратно лишается неповторимых творений. И только государство способно обеспечить охрану на достойном, современном уровне. Остается с ним согласиться.

Кстати
При тушении пожара в музеях первую очередь эвакуируют людей. Наиболее уязвимые для огня раритеты выносят в первую очередь. Тушат огонь инертными газами, огнетушащим порошком, пеной, распыленной водой, дабы вред для исторических ценностей был минимальным. Чтобы отработать навыки ведения боя с огнем в музейных условиях, пожарные регулярно проводят учения. В позапрошлом году «тушили пожар» в музее-заповеднике, в прошлом - в Угличском музее.

Кстати
В нашем городе последний пожар в музее был в 1998 году. Загорелся мемориальный дом-музей им. Собинова. Причина пожара - нарушение правил эксплуатации электрооборудования. Огонь вовремя заметили и ликвидировали. Ущерб составил 350 рублей.

 

Автор: Ирма БУШЕЛАШВИЛИ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать