13:26
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.07
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 июня 2009

Зоопарк для всех

Демонстрационно-учебный центр «Ковчег», расположенный на территории Ярославского зоопарка, в самом ближайшем будущем  откроет новые образовательные проекты. О том, какими будут грядущие перемены, поведала заведующая «Ковчегом» кандидат биологических наук Елена АНАШКИНА.– Елена Николаевна, насколько известно, вы пришли в зоопарк совсем недавно. Почему пригласили именно вас?

– Меня выбрали с целью развития «Ковчега» как образовательного центра. Конечно, в определенной степени образовательным центром он уже являлся: любое общение с животными чемуто человека учит. Даже то, что вы узнали, как называется зверек, делает вас более эрудированным. Но этого все­таки недостаточно, мы собираемся усилить обучающий момент, хотим сделать «Ковчег» понастоящему учебнообразовательным центром. Планируем читать лекции, в том числе детям, будем заниматься не только содержанием и кормлением животных, но и наукой, и многим другим.

– Планов у вас  много, но все ли они сегодня осуществимы?

– Осуществимы. Смею заверить, «Ковчег» – единственный центр в России, которому это по силам. У нас все в полном порядке с материальным обеспечением, само здание учебного центра новое, современное. Его строили, ориентируясь на европейский стандарт.

– Вы упоминали, что будете читать лекции, в том числе людям с ограниченными возможностями, но учебные классы в «Ковчеге» располагаются на третьем этаже.

– Для тех, кому сложно подниматься по лестницам, у нас есть пандусы и лифт. Занятия для разных групп людей будем проводить поразному: для слабослышащих – одним образом, для незрячих – другим. Сейчас как раз подбираем персонал для работы с такими людьми. Тянуть долго с тем, чтобы запустить данный проект, мы не станем. Начнем работать с июля: люди с ограниченными возможностями не должны быть оторваны от мира и сидеть дома.

– Подобная работа где­то ведется?

– В России нет. Эти программы очень сложные. На днях к нам приезжал директор Мюнхенского зоопарка, крупнейшего в Европе, и, кстати, удивлялся нашей инициативе: немцы подобную работу планируют запустить только со следующего года и их методика находится еще на стадии разработки. В том, что касается работы с людьми с ограниченными возможностями, мы с мюнхенцами планируем сотрудничать особенно тесно: обмениваться методиками, учитывать наработки друг друга.

– Подобная деятельность не заменит ли работу с обычными школьниками?

– Нет, конечно. В течение учебного года каждый ярославский школьник получит возможность 12 раза совершенно бесплатно побывать в центре «Ковчег» и послушать наших специалистов. У нас имеется свой автобус, так что даже на дорогу тратиться не придется. От данной формы работы выигрывают и школьные учителя: у них появляется возможность «проиллюстрировать» некоторые темы из учебника благодаря животным зоопарка. Кстати, для самих преподавателей планируем устраивать всевозможные семинары и учебные курсы.

– Например?

– Например, «Организация уголка живой природы в школе или в детском саду». Раньше во многих учреждениях дошкольного и школьного образования имелись свои уголки природы, но сегодня их число уменьшилось. И, на мой взгляд, зря, ведь именно экологическое образование нравственно ориентировано как никакое другое. Сегодня в каждой школе есть если не живой уголок, то растения, аквариум и т.д. Это следует развивать, чтобы с детства ребенок учился любить и беречь братьев наших меньших. Даже президент Медведев в одной своей речи отмечал, что нужно большое внимание уделять экологическому образованию школьников.

– В школьных уголках живой природы обычно разводят различные экзотические растения и не менее экзотичных животных: мадагаскарских тараканов, например. А как сделать так, чтобы ребенок полюбил родную землю?

– Как один из разрабатываемых нашими специалистами вариантов работы – экологический туризм, создание экскурсионных троп за территорией зоопарка. Что они собой представляют? Это разнообразные маршруты по прилегающим лесам и полям, по которым учитель проводит учеников, по ходу следования показывая растения и животных. Учитель не только будет давать интересную информацию об окружающих флоре и фауне, но расскажет, как правильно развести костер, как переправляться через реку. Первые такие туристические тропы начнут функционировать уже этим летом, а на следующий год мы собираемся наладить работу с летними лагерями. Как именно? Организуем их на базе зоопарка.

– Слышал, что вы хотите уделить внимание не только экологическому образованию детей, но и духовному – планируете открыть воскресную школу. С одной стороны, религиозная беседа, а с другой – научные знания. Не возникнет ли противоречий?

– Взаимодействие экологического образования и религиозного вполне допустимо. Что одно, что другое – оба ставят перед собой цель нравственного воспитания: в одном случае через веру в Бога, в другом – через осознание того, что мы должны находиться в единстве с природой. У нас, к слову, немало батюшек, которые имеют биологическое, естественно­научное или медицинское образование. Как видите, оно вовсе не противоречит вере в Бога. В религиозном воспитании акцент делается на нравственность. А это как раз то, что прежде всего должны освоить дети.

– Неподалеку от здания «Ковчега» расположена небольшая театральная площадка. Собираетесь устраивать спектакли?

– Да. Это направление нашей деятельности называется «Уличный театр». Театр стартует в августе. Это работа аниматоров, главный принцип которой «развлекать, образовывая». Переодетые в костюмы зверушек студенты будут рассредоточены по территории зоопарка, но в намеченное время они собирутся на сцене и покажут небольшой спектакль из жизни животных. В качестве актеров собираемся задействовать студентов нашего педагогического университета с естественно­географического факультета. Почему для этой работы не пригласили ребят из театрального института? Еще успеем. На самом деле зоопарк уже подписал договоры о сотрудничестве со многими вузами города.

– Вопрос от наших читателей: у работников зоопарка после продолжительного общения с животными возникают проблемы общения с людьми?

– Что здесь имеется в виду?

– То, что люди становятся менее общительными, замыкаются в себе.

– Наоборот, животные помогают раскрепоститься! Это научный факт. Нередко общаться с другими людьми человек учится именно с помощью того или иного животного. В медицине даже термин такой есть – анималотерапия, лечение с помощью животного. У нас в зоопарке был следующий случай. Пришла к нам восьмилетняя девочка с родителями. На голове у малышки платочек повязан, ведет себя экспрессивно: бегает от одной экспозиции к другой, руками машет. Но молчит. Дали ей в руки хорька подержать, а она расплакалась и вдруг стала лепетать: «Какой зверек хороший». Я смотрю: родители ее тоже плачут. Выяснилось, что после курса химиотерапии девочка уже полгода ни с кем не разговаривала: лежала несчастная дома, испытывая сильную боль. А здесь – заговорила! Ушла малышка спокойным, умиротворенным человеком, перегладив напоследок всех животных. Я считаю, что даже после одного такого случая можно смело сказать, что зоопарк открылся не зря.

– Планируете ли вы заниматься анималотерапией целенаправленно?

– Да, планируем. Потому что нуждающиеся в этом действительно есть. К нам часто приезжают люди с ограниченными возможностями, которым такая деятельность была бы полезной. На Западе подобная форма общения с животными развита широко: в госпиталях, где много пожилых людей, специально заводят кошек и собак, чтобы было с кем пациентам общаться, чтобы нашелся хоть кто­то, кто смог бы выслушать старого человека. Животные – очень внимательные слушатели, а их энергия ободряет.

– Животные в зоопарке активно размножаются, будете ли вы продавать их или дарить в уже упомянутые школьные уголки живой природы?

– Со временем, думаю, да. Спрос на наших зверьков должен возникнуть, это несомненно: уже сегодня люди спрашивают, можно ли приобрести хомячка или морскую свинку. В отличие от тех же зоомагазинов, потомство, выведенное у нас, гарантированно здоровое, проверенное лучшими специалистами. Оно правильно выведено и выкормлено. Но прежде предстоит решить организационноправовые вопросы.
   

Автор: Владислав КУКРЕШ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать