Баллончик для Моны Лизы
На Красном Перекопе решили определить лучшего граффити-художника. Баллончики с краской выдали всем участникам фестиваля «Graffiti Fest», с согласия администрации Красноперекопского района подыскали под рисунки место – забор садика № 144, засекли время. Рисовать разрешили ровно пять часов. Только об одном умолчали: художники будут творить под дождем.Голова с острова Пасхи К трем часам дня непогода разбушевалась не на шутку. Один из организаторов мероприятия, заместитель секретаря отделения «Единой России» по Красноперекопскому району Андрей Смирнов, успел сбегать к себе домой и принести на место художественной дуэли курточки всем, кто в них нуждался. Сами же дуэлянты, скрепя сердце, накинув (если имелся) капюшон или прикрыв голову кепкой, продолжали мужественно разбазаривать содержимое казенных баллончиков. Пусть и непогода, но за просто так порисовать никто из них не отказался.– Да, конечно, все тут заливает, краска течет. Наносить ее на сырую стену тоже дело неблагодарное, когда высохнет – может начать отшелушиваться. Приходится дольше и тщательнее рисунок прописывать, – говорит один из участников состязания, студент Медицинского колледжа, будущий фельдшер Дмитрий Линник. – Обычно на погодные условия стараешься не обращать внимания, не всегда ведь есть возможность порисовать. Рисовать можно и в мороз несмотря на то, что палец быстро замерзает. В конце концов работать можно в любых условиях.
Дмитрий называет себя начинающим, хотя вхож в граффитикультуру не один год. Несмотря на самокритику выполненный молодым художником рисунок радует глаз, тем более что изображены достаточно нетипичные для граффити образы – каменные головы с острова Пасхи. Раз молодому человеку дали задание рисовать на тему «Космос», то почему бы не использовать в своей работе одну из величайших загадок человеческой цивилизации? Многие ученые полагают, что все эти скульптуры завезли на Землю и установили инопланетяне.
Каждый из участвовавших в «подзаборном состязании» художников выделялся какойто своей особенной фишкой. Это нормально, когда райтер, как называют граффитихудожников, ищет свой стиль, свое направление и работает именно в нем. Одни соперники Дмитрия рисовали в «мультяшном» стиле: четкие без теней броские рисунки. Другие представили кэрэки – мультипликационные персонажи. Один из умельцев уличного рисунка изобразил Бэтмэна, Росомаху и Человека-паука – популярных персонажей американской комиксстудии «Marvel». А двое парней придумали изобразить чтото реалистичное и выдали два портрета: мальчика, лицо которого повернуто в профиль, и женский анфас. Только на одного ребенка они затратили несколько часов, изза чего выбились из графика.
– Вообщето у меня есть собственная фишка, которую здесь я не использовал, – делится Дмитрий. – Эта фишка – зайцы. Я их рисую, где могу. Так как рисовать на улице не всегда получается, то сижу дома и делаю эскизы с ушастыми. Зайцы получаются самые разные: злобные и добрые, смешные и глупые.
Инициал – «бомба»
Как правило, когда уличный художник собирается чтонибудь нарисовать, он всегда хорошо представляет себе, что именно хочет изобразить: набросок держит или в уме, или берет с собой на листе бумаги. Правда, когда начинает рисовать, первоначальная задумка часто может поменяться. Причины на то самые разные: вовремя подоспевшие блюстители правопорядка (если рисуешь нелегально), заканчивающаяся краска, особенности поверхности, куда наносишь рисунок. Да и вообще, нарисовать Мону Лизу хочет всякий, а вот хватит ли мастерства? Растут уличные художники очень быстро, нередко ставя перед собой неподъемные задачи. Правда, если чтото не получается, трагедии из этого не делают – просто изменяют первоначальный замысел: пусть рисунок получится не таким, каким планировался изначально, зато все равно добротно и красиво исполненным.
А красоте в культуре граффити уделяется большое место. Если твой рисунок сочтут недостаточно красивым, его вполне могут закрасить и поверх него нанести новый.
– Если новое изображение будет лучше или даже точно таким же интересным, как прежнее, то я обижаться и не подумаю. В городе слишком мало мест, над красотой которых райтерам официально разрешено работать, – объясняет Дмитрий. – Другое дело, если какойто бомбер (можно сказать, начинающий райтер, не вступивший на стадию сложного рисунка) оставит на моем рисунке «бомбу» – свои инициалы. Это очень унизительно.
Исключая подобные инциденты, уличные художники – народ дружный. Еще бы, рисовать молодежь начинает с одного двора, а так как творческих людей в целом по городу не очень много, то вскоре со многими устанавливаются если не дружеские, то вполне приятельские отношения.
Дорога к признанию
Путь уличного художника незамысловат. Начинается все с бомбинга, потом так или иначе переходишь на райтинг – картины рисуешь. Кумиров, которым молодые люди привыкли подражать, здесь нет. Граффити это истинно уличное искусство, без законов и правил. Какоето подражательство еще можно наблюдать в начале пути, пока учишься рисовать (не все ведь художественную школу заканчивали). Но в конце концов многие приходят к пониманию своей собственной задачи. Дмитрий, например, увлекается оптической геометрией и хочет расплодить на ярославских стенах заячье племя.
Практика граффитифестивалей у нас развита не так, как в Европе. Их почти не проводят не часто. По этой причине событие на Красном Перекопе – знаковое. К счастью, как отмечают сами райтеры, в последнее время ситуация с признанием субкультуры меняется.
– На днях из Костромы вернулись, – рассказывает Дмитрий, – там проводился ежегодный фестиваль хипхоп культуры, на нем и выступили. Я туда своих зайцев привез, – смеется, – правда, не всем они по душе пришлись. Но ничего, конструктивная критика – тоже дело полезное. Кстати, еще на прошлом фестивале в программе была только музыка, ролики, скейтборд и стритбол. Граффити вошло в программу только с этого года. Видимо, организаторы осознали, что наша деятельность тоже заслуживает внимания. Мы тоже делаем искусство, пусть и своеобразное.
Прошедшее в Костроме мероприятие так вдохновило Дмитрия, что чтото подобное молодой человек подумывает провести и у себя дома в Ярославле. Причем в самом недалеком будущем. Планирует позвать знакомых из Москвы, Иванова и других городов. Хорошие райтеры есть всюду. В том же Иванове школа уличного рисунка такая сильная, что порою заборную картину (подругому ее не назовешь) от фотографии отличить не воможно.
Комментарии