Права на роскошь
С 1 июля вступили в силу новые требования к автошколам, кардинально меняющие порядок сдачи экзаменов на право управления автомобилем. 35 автошколам, работающим в Ярославле, дается два года для выполнения новых требований.С вводом новых требований есть три новости: две плохие и одна хорошая. Первая плохая – для руководства автошкол. Придется вложить немалые средства в техническое оснащение, как того требует новый документ, утвержденный Министерством образования и согласованный с Министерством транспорта и департаментом организации безопасности дорожного движения МВД. Вторая плохая новость для кандидатов в водители – сдать на права станет намного сложнее, а учеба в автошколе будет в разы дороже. Ну а хорошая новость касается и руководителей автошкол, и их учеников: требования обязательными для исполнения станут лишь в июле 2011 года.Услуги по обучению будущих водителей – деятельность лицензируемая. Это означает, что если автошкола получила лицензию на право обучения до 1 июля 2009 года, то и обучать в течение двух ближайших лет она обязана по старым правилам и нормам – тем, которые действовали до конца июня. Поэтому сейчас складывается странная ситуация – требования действуют новые, а обучение вождению и прием экзаменов происходят по старым требованиям.
Итак, какие же кардинальные изменения произойдут через два года? Начальник экзаменационного отдела ГИБДД УВД по Ярославской области Дмитрий Захаров рассказывает, что в первую очередь повышаются технические требования к площадке, на которой происходит экзамен по вождению.
– С ноября 2011 года экзамен будет проходить только на автоматизированном автодроме, – говорит Дмитрий Николаевич. – Кандидат в водители должен будет выполнить двенадцать упражнений вместо нынешних трех. Контроль за качеством выполнения будет осуществлять компьютерная техника. Для этого в асфальт автодрома должны будут вмонтированы специальные датчики. Эта технология позволит исключить человеческий фактор во время экзамена: компьютер сам будет фиксировать, выполнены упражнения или нет. Эта методика с правом досрочного применения: если в регионе появится автодром до ноября 2011 года, то экзамены на нем можно принимать сразу после ввода в эксплуатацию.
Строительство подобного автодрома, нашпигованного датчиками и компьютерами, – удовольствие дорогое. Вряд ли в Ярославле найдется автошкола, способная взять на себя финансовые расходы. Наверное, даже все автошколы Ярославля, а у нас их 35, объединившись, не потянут строительство автодрома. А это значит, что, вероятно, расходы, полностью или частично, придется взять на себя городским или областным властям. Основную часть времени на автодроме будут проходить экзамены. Ну а остальные часы автошколы могут арендовать площадку, чтобы ученики готовились в «реальных условиях».
Можно предположить, что аренда столь дорогостоящего автодрома автошколам обойдется в солидную сумму. Разумеется, это не сможет не отразиться на стоимости обучения вождению.
Второе нововведение касается оснащения автомобилей для учебной езды и сдачи экзамена. Сейчас достаточно двух дополнительных педалей для инструктора. На экзамене инспектор ГИБДД на штативе устанавливает однуединственную видеокамерумыльницу – для фиксации прохождения маршрута учеником. Правда, если экзаменуемый ученик совершает ошибку, инспектор ему ее на видео не показывает, ограничившись лишь словесным объяснением, что кандидат в водители сделал не так. Видимо, камера предназначается для особо строптивых учеников. А через два года ситуация должна измениться, и все учебные автомобили будут оборудованы несколькими видеокамерами. Их установят в салоне так, чтобы одна показывала дорогу, вторая – ученика, третья – инструктора. Изображение со всех камер должно фиксироваться на компьютере.
Конечно, объективный контроль во время занятий и экзамена очень важен. Ведь не секрет, что ученики порой и на инструкторов жалуются. Дескать то в грубой, нецензурной форме объясняют, как делать маневр, то вообще оставляют ученика одного в машине на стоянке, тратя оплаченное учеником время на личный шопинг. Зачастую ученики считают, что и инспектора ГИБДД несправедливы к ним во время экзамена, намеренно заваливая. Бесспорно, комплекс видеофиксации поможет избежать спорных моментов и недоразумений.
Но у этого важного, нужного, полезного нововведения есть один недостаток – стоимость. Уже сейчас по приблизительным оценкам это оборудование вместе с установкой обойдется тысяч в сто. В какую сумму оно выльется через два года, спрогнозировать сложно. В большинстве автошкол инструкторы работают на своих машинах. И далеко не каждый из них согласится выложить сто тысяч ради оснащения машины. В некоторых автошколах обучение проходит на служебных машинах, купленных специально для учеников. Скорее всего именно на эти автомобили установят дорогостоящее оборудование. Эти затраты опять же тяжким бременем лягут на кошелек будущих учеников.
Но и эта затрата для автошкол – не единственная. Новые требования обязывают оснастить учебные классы аппаратнопрограммным комплексом тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. Это ноухау должно, моделируя различные ситуации, оценить реакцию кандидата в водители, сформировать навыки саморегуляции.
– Сейчас психологические качества будущего водителя никто не оценивает. Да, одно из обязательных условий допуска к экзамену – медицинская справка, в которой свое заключение должен дать врачпсихиатр. Но в действительности человека, не состоящего на учете в психиатрическом диспансере, медкомиссия осматривает не очень внимательно. В результате права получают и те, кому по их психологическим характеристикам противопоказано управление машиной.
Новое оборудование учебных классов позволит отсеять психологически неустойчивых кандидатов.
Несомненно, это нововведение тоже поспособствует увеличению стоимости обучения вождению. Перефразируя классиков, водительские права станут роскошью, а не средством допуска к средству передвижения. Сократится количество людей, которые позволят себе эту роскошь.
Вероятно, новые требования кардинальным образом отразятся на рынке услуг по обучению вождению. Небольшие школы, не выдержав финансовых затрат и сокращения количества желающих учиться, вынуждены будут закрыться.
– Качество подготовки кандидатов в водители повысится, а значит, снизится количество ДТП, – уверен Дмитрий Николаевич.
Сейчас статистика аварий на дорогах ужасает. Так, в 2008 году в России почти 30 тысяч человек погибли на дорогах и более 270 тысяч получили ранения. Увы, но количество людей, пострадавших в авариях, сопоставимо с населением среднего российского города!
Комментарии