09:50
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 августа 2009

Серый книжный кардинал

         Вот уже четверть века Александр РЮМИН владеет умами всех ярославцев. Его мало кто знает в лицо, но он заходит невидимкой в каждый дом.          Как прочитать 130 книг в день?          Люди приходят в библиотеку, пролистывают каталоги, стоят у книжных полок и выбирают, что бы им взять почитать. И неважно, где это происходит – в Брагино или на Перекопе, за Волгой или на «пятерке», но книжное меню всех библиотек города составляет один человек и от вкуса заведующего отделом комплектации и обработки библиотеки имени Лермонтова Александра Рюмина зависит то, что же будет читать каждый ярославец.

            Лермонтовская библиотека в прошлом году заказала 31 783 книги. Следуя логике калькулятора, Рюмин должен читать каждый рабочий день по 130 книг минимум… А если учесть, что, чтобы эти тридцать тысяч книг выбрать, надо просмотреть миллионы претендентов, то вопрос, как с этим справляется один человек, становится размером с шестнадцатиэтажный дом. Скорочтение? Новый экспресс­метод усвоения материала?

           – Я книги на работе не читаю. Мы даже не имеем права читать их в рабочее время, – поясняет Александр.

          Оказывается, большую часть работы за Рюмина выполняем мы с вами, когда приходим в библиотеку и спрашиваем какую­нибудь новую книгу, которую нам посоветовал прочитать коллега по работе, друг или просто умный дядя по телевизору. Книги, естественно, еще в библиотеках нет, нам отказывают, но требование на учет ставится. В каждой из 16 библиотек, входящих в централизованную библиотечную систему, ведется учет отказов, и все эти карточки потом попадают «главному заказчику Ярославля» в руки. И он уже внимательно изучает, что же народ хочет знать и читать.

           Если верить отказным талонам, то взрослые ярославцы все поголовно члены элитарного клуба «Что? Где? Когда?», потому что в лидеры выходит литература высокого полета: шолоховский «Тихий Дон», «Колымские рассказы» В.Шаламова, стихи Цветаевой и Фета.

         Увы, но за тягой к классике кроется вполне земное объяснение: родители берут детям книги по школьной программе, или востребованные книги приходят в состояние негодности и время их заменять. Ясно же, что «Война и мир» чаще берется в библиотеке и изнашивается, чем труд Лихтенштадта «Гете. Борьба за реалистическое мировоззрение».

          Но помимо изветшавшей классики люди активно спрашивают и полюбившихся авторов. Причем уже не мудрствуют лукаво, не запоминают названия книг, а говорят: «Что­то есть последнее из Екатерины Вильмонт?» Пользуются спросом Дашкова, Знаменская, Лагутина, Нестерова, Устинова.
Впрочем, некоторых авторов читатели даже не спрашивают, а библиотека их заказывает, потому что видит, какой гигантский спрос на их книги. Например, Сергей Лукьяненко с его серией про «Дозоры» – постоянный участник списка покупаемых библиотеками книг. А вот книгам, метеорами пролетевшим на книжном небосклоне в последние год­два, вроде «Метро­2034» что­то не нашлось места в планах на покупку. Затоесть книга М. Майера «Чудо­водоросль спирулина: сенсационное целебное средство». Неисповедимы пути заказчиков?

            Премия – билет в библиотеку

            Следующей подсказкой для Рюмина служит получение книгой какой­либо премии. Если уж она удостоилась награды, то произведение однозначно должно быть в библиотеке. Премий литературных у нас много. Большинство знает Нобелевскую и Буккера. Рюмин в первую очередь заказывает победителей этих премий. Да что там победителей! Даже номинанты, которые попали в длинный или короткий список претендентов, обязательно закупаются. После победителей и номинантов двух суперпремий Александр выискивает лауреатов конкурсов поменьше: премия Эдгара По, Либерти, Хьюго, Небьюла, Александра Невского, Бюхнера, Стругацких, Илья­премия.

           Но премия – штука тонкая, и получение ее – еще не гарантия входа в элитный клуб постоянного читательского спроса. Ведь бывает, что автор выстреливает одной­единственной вещью и больше уже ничем хорошим не порадует, или жюри было весьма предвзято. Поэтому за авторами­лауреатами потом Рюмин присматривает, словно врач за больным после выписки. Если автора начинают брать и спрашивать, то его последующие произведения тоже попадают в заявку.
Интересная ситуация получается с названиями у новомодных авторов: «В подручных у киллера», «Кино и немцы», «Похороните меня за плинтусом», «Все мужики сво…».

         – Мне начальство говорит, когда заявку смотрит, ну что за названия у книг? Про что там только пишут? На самом деле за необычным названием скрывается вполне невинное содержание. На них положительные рецензии даже в «Книжном обозрении» печатают, – рассказывает Александр Рюмин.

          Журналы и газеты с рецензиями на книги – настольные СМИ Рюмина. Он просматривает и пытается понять, стоит или не стоит книгу покупать. Конечно, есть специализированные каталоги изданий, но они зачастую, кроме названия, цены и вида обложки, ничего толком сказать не могут. То, что очередная книга Мураками не требует аннотации, понятно, но труд Е.Гришковца «Асфальт» – о чем он? По таким каталогам издательств трудно понять, стоит ли открывать книгу.

           Исключение составляет, пожалуй, каталог «Пушкинская библиотека», куда авторитетные авторы собирают полное библиографическое описание и аннотации на лучшие книги. И попадание в этот сборник – уже положительная характеристика для книги.

           Впрочем, бывает, что библиотекарь ходит по книжным магазинам и смотрит, какие книги попадают в разряд новинок.

           «Лермонтовка» – головная библиотека муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Ярославля», включающая 16 библиотек, каждая из которых имеет свою специфику. Есть библиотека семейного чтения, детская и т.д. А Лермонтовская не имеет специализации, она универсальная. И эта универсализация обязывает иметь все обо всех отраслях жизни. По химии и медицине, но не столь подробно, как в вузовской библиотеке медакадемии; по математике и искусству, по физике и литературе. Но царствуют в «Лермонтовке» и всей системе гуманитарные науки. 50 процентов литературы, которая закупается по всем отраслям знаний, выпадает на общественно­политические науки. В прошлом году заказали 13 тысяч новых книг. В основном это труды по экономике, политике, праву, истории России, психологии, педагогике, социологии.

            Справочники, словари, книги по естественно­научным отраслям, занимающие третье место в списке приоритетов «Лермонтовки», насчитывают всего 1800 новых изданий в год. Все остальные отрасли уступают лидеру и того больше – в десять раз. А на втором месте идет… краеведческая литература. Библиотеки стараются закупать практически всю литературу, изданную про Ярославль или местных авторов.

           Есть еще лотерейный билет, который вытягивают библиотеки, – дареные книги. Среди них могут быть и современные книги, которые еще вчера были в моде, и доперестроечная «Экономика развитого социализма». Люди в библиотеки несут много неожиданного. В прошлом году обычные ярославцы принесли четыре с хвостиком тысячи книг. Мэрия и ее структуры передали 1000 экземпляров разной литературы.

            Новые требования

            Сейчас библиотеки работают по новому федеральному закону о муниципальных заказах. Раньше библиотекари могли пойти в магазин и в рамках библиотечного кошелька купить что посчитали нужным в любом магазине.

            А сейчас нужно беречь бюджетную денежку и каждую книгу закупать через конкурс. Это очень удлиняет путь книги от прилавка до читательских глаз. Пока конкурс организуется, пока проведутся торги, пока победитель выявится. И были случаи, что издательство­лауреат уже определено, но пока суд да дело, нужные книги у него уже закончились. И начинается все заново.

          Еще очень трудно делать покупки вслепую, поскольку лоты должны быть обезличены, чтобы все издательства имели равные аукционные права. Попробуй выбери книгу, когда в заявке указаны название, переплет, количество страниц и цена. Какие там рассказы внутри, какого качества иллюстрации, насколько долговечен переплет? Библиотекари столкнулись с несовершенствами этого закона по отношению к библиотекам и очень хотят, чтобы законодатели учли специфику их деятельности.

          Но даже пройдя сквозь все конкурсные «ушки», книга не сразу попадает к читателю. Ее надо зарегистрировать, внести в каталог, разослать по структурным подразделениям ЦБС. Это еще пара месяцев. Так что то, что сегодня лежит в книжных магазинах под табличкой «Новинки», дойдет до рук читателя только через полгода в лучшем случае.

          Но библиотеки стремятся сделать доступ к книгам более комфортным.

          – У нас с 1993 года существует электронный каталог, где читатель может найти нужную ему книгу, используя поиск по 40 параметрам. Содержание, автор, название, жанр и так далее. Правда, чтобы занести такую книгу в базу данных, приходится тратить по 20 – 40 минут на издание, – говорит директор централизованной библиотечной системы города Светлана Ахметдинова.
И люди записываются в библиотеки, доверяясь вкусу специалистов. А они должны найти золотую середину между вкусами читателей и стремлением библиотекарей донести до людей лучшие произведения.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать