10:22
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 августа 2009

Грибы для себя, грибы на продажу

         Текущее лето выдалось жарким, сухим, но грибы все равно есть. Все чаще и чаще встречаются на рынках белые, подберезовики, лисички. Попадаются грибы чистые, но есть и червивые. Таковы и торговцы этим лесным лакомством: кто-то качественный продукт предлагает, а кто-то – собранный у дороги.Бизнес на белых         Лисичек, конечно, больше. И порции, которыми их отпускают, имеют вполне приемлемую для кармана цену – 30 – 40 рублей. Лисички – уважаемые грибы, статус у них не то что у «поганки»опенка, поросячьего корма – свинухи, горького валуя и прочего слабосъедобного, но плодовитого подножного лесного корма.   

            А вот белые стоимостью совершенно не радуют. За кучку требуют 200 – 250 рублей. Да, впрочем, разве это кучка – три­четыре гриба, причем весьма скромных размеров. Это все равно что три сосны лесом назвать. Такой «кучки» даже одному человеку мало.

           Откуда тогда цена? Грибники­торгаши с Центрального рынка сосредоточенно чешут голову.

            – Конечно, скажем, лет 10 – 20 назад я ни за что бы не загнул такую цену – наверное, просто никто бы у меня ничего не купил, – признается один из грибников Вова Старшов, – но сегодня денег у людей куры не клюют. Вот буквально перед вами у меня белых купили тысячи на две, это, можно сказать, половина моей пенсии. Может, однудве банки маринованных заделают.

             У самого Вовы маринованными грибочками обычно весь погреб в Михайловском уставлен. Прошлогодние запасы, конечно, уже съедены, так что придется через несколько недель заняться пополнением «коллекции».

              – А еще, – жалуется бывалый охотник за грибами, – то, на чем деньги можно сделать, – белые – стали реже встречаться. Раньше ими все ярославские леса усеяны были, а теперь черт их знает… Хотя, может, просто раньше я моложе был... Помню, как часто в лес с дедом ходили. Дед мой только крупные грибы с земли поднимал, а все мелкие пропускал. Я даже думал, что это он мне специально оставляет, а потом понял: зрение у старика слабое. Вот и у меня теперь, наверное, так же. Возраст. Вот и встречаются мне сейчас только большие грибы, то есть мимо которых не пройдет даже слепой, а в больших, всем известно, и червей больше.

              Разумеется, червивые грибы Вова­грибник на продажу не несет – поросят кормит. Он и другим славен. Никогда, например, своими грибами не травил человека:

              – Однажды только два поросенка загнулись, после того как я им грибочки дал. Может, бледная поганка проскочила, может, еще какая дрянь. А может, свиной грипп поросят положил… – вздыхает Вова. – Но что касается продаж – тут строго. Пусть в лесу у меня зрение плохое, но дома весь улов я много раз проверяю! Лучшие грибы на рынок несу, даже себе не таких красавцев оставляю.

              Чисткой грибов Вова занимается сам, жене Вале не доверяет. Однажды она его уже накормила ложными опятами, потом пришлось остаток отпуска в сортире на улице просидеть. Больше к грибам женщин Вова не подпускает. Не женское это дело – грибочки чистить.

              На вопрос, можно ли на грибах бизнес сделать, бывалый грибарь усмехается:

              – А я чем, повашему, занимаюсь? Грибной промысел, 2–3 месяца торговли мне целый год жить помогают. Я даже в огороде не пашу, как мои соседи, а иногда у них картошку покупаю, – хитро улыбается, – грибами! Они мне мешок картошки – я им баночку маринованных белых. Кстати, у меня друг есть один (сейчас в Костроме живет) – вот уж хитрец из хитрецов. Он раньше, когда приезжал в гости, со мной грибарить ходил, а теперь за грибами к себе в огород наведывается. И совсем не вонючки шампиньоны производит! Он натаскал из лесу гнилых пней, заселил туда грибницу и уже второй год опенка собирает. Для себя, для всей своей многочисленной родни – у него четверо детей, а внуков вообще не сосчитать. И даже кое­что на рынок носит!

             А вот когда Вову спросили, где лежит его грибное раздолье, он ответил весьма обтекаемо:

            – Подальше от дорог и людей.

Придется в леса податься...

             Где властвует выхлопная труба, поблизости картофель не сажают, коров не выгуливают. По крайней мере, стараются этого правила держаться. Медики говорят, что продукты питания, выращиваемые в подобных условиях, насыщаются тяжелыми металлами и прочими нежелательными для человеческого организма веществами. Но естьтаки чудные люди, кто этими рекомендациями пренебрегает.

             На днях знакомый грибник Виталий, вернувшись из отпуска, предложил сходить за грибами. За белыми. Сказал, что идти недалеко. И действительно, дорога много времени не заняла. Местом назначения, называемым грибниками «полосой», оказался двойной ряд елей, вытянутый вдоль пригородного, но оживленного ярославского шоссе.

              – Смотри не только под ноги, но и вверх, – со знанием дела заметил грибник. – Иначе без глаз остаться можно изза низких ветвей. – Да, по поводу качества грибов беспокоиться нужды нет. Говорят вот, что автомобили насыщают тело гриба всякой гадостью, так не верь. Это все страхи на пустом месте, конкретики нет. Вот, скажем, если куришь, можешь умереть от рака легких, рака губы и так далее. А если ешь токсичные грибы? Вотвот, ни одного случая пока не зафиксировано. От нормального гриба ничего тебе не будет. Нет, имеются, конечно, истории: якобы кто­то съел сыроежку и на следующий день умер. Но умирают вовсе не грибники, а те, кто в грибах не разбирается вовсе. Я сам лет сорок грибы собираю и, заметь, до сих пор жив. Да и здоровье у меня – дай бог каждому. Как говорили на последней медкомиссии по месту работы на Московском вокзале, такого давления, как у меня, они еще ни у кого не видели – даже прибор перепроверить решили. 110 на 70, как у двадцатилетнего. Ем белые, которые здесь собираю, сыроежки трех цветов, подберезовики, подосиновики, моховики, опята, маслята, грузди…

             Почему­то в этот день «полоса» не радовала своего хозяина.

            – Чтото с грибами совсем худо. Обычно им от меня не спрятаться – я их под землей вижу. Заметил холмик, чутьчуть почва приподнята – раз, разрыл, и там белый (иногда граммов в пятьсот). А щас… видишь, дыры в земле? Здесь когда­то были грибы, их вырвали, но метки эти не свежие, давно дело было. Не ожидал, не ожидал… Я тут у матери месяц гостил, так совсем другая погода была. Каждый день по ведру грибов приносил, а здесь… всего пару дней назад приехал – вот и не знал, что у нас так сухо. Дожди нужны.

            Виталий свернул в поля, на другом конце которых начинался густой пролесок.

            – Надеюсь, землевладельцы не примут меня за браконьера, надумавшего поживиться чужой картошкой, – пошутил он на прощанье.

Автор: Владислав КУКРЕШ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать