00:35
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 августа 2009

Сегодня он аккордеон

         Ярославец Владимир СОКОЛОВ изобрел новый музыкальный инструмент, который поможет уравнять всех музыкантов мира.        Два ангела-хранителя        Музыканты бывают разные: струнники (арфа, гитара, скрипка), духовики (труба, флейта), клавишники (пианино, рояль), ударники (бубенцы, гусачок, ложки). В шестидесятые годы прошлого века неслыханно повезло клавишникам. Был придуман синтезатор, и музыкант, умеющий играть на клавишных, становился человеком­оркестром. Стоило клавишнику нажать пару кнопок, и синтезатор переключался на звучание скрипки, гитары, органа, флейты или фагота. Остальные музыканты, в том числе и баянисты, сразу перешли на вторые роли, поскольку навыков игры на синтезаторе у них нет.        И вот ярославец Владимир Соколов изобрел вертикальную клавиатуру, которая подсоединяется к синтезатору. И теперь любой баянист может, используя изобретение, издавать звуки любого инструмента.         Когда в 1936 году родился Володя, то у его кроватки встретились два ангела­хранителя.        Один решил: «Пусть будет музыкантом». Второй сказал: «Их много. Пусть станет изобретателем». Сошлись на компромиссе: «Пусть изобретает музыкальные инструменты». «Для этого придется его покалечить», – решили они и ударили по рукам. Конечно, это предположение, но жизнь Владимира Соколова выстраивалась таким образом, словно каждая мелочь вела его к тому, чтобы он сделал главное дело своей жизни через 73 года после рождения.

          ВС для ВВС

          Заложенный ген изобретательности у Вовки Соколова проявился уже в 8 лет, когда он начал выправлять «восьмерки» на своем велосипеде. В 10 лет ему уже взрослые приносили велики на починку. В 12 он разобрал будильник, чтобы посмотреть, как все устроено внутри. До изобретения инструмента оставалось 60 лет.

        А вот музыкальные задатки Соколову развить не дали. У судьбы был свой план на этот счет: когда в 17 лет Володя закончил школу, то хотел идти в музыкальное училище. На дворе стоял непростой 1953 год.

      – Это не профессия, иди­ка ты настоящим делом занимайся, – сказала мама и отправила сына в строительный техникум.

        По окончании его отслужил в армии. Там занимался тяжелой атлетикой, играл на гармошке. И вот, вернувшись из Вооруженных Сил, Владимир Васильевич Соколов, или попросту Володька, попался на глаза тренерам спортивной секции при моторном заводе:

       – Где работаешь? А… Только из армии. Приходи к нам на завод работать, заодно и тренироваться будешь.
Взяли ВВС в ремонтно­строительный цех, и тут начал сбываться план Судьбы. Места для новичка в цехе не было, и посадили Соколова в один кабинет к снабженцам, которые отвечали за электрику. Начальник отдела делал самостоятельно радиоприемники. И изобретательская жилка у ярославца запульсировала вовсю. Он заразился этим занятием, и с соседом на пару собирал все, что может звучать: магнитолы, усилители, радиоприемники. До изобретения инструмента оставалось 50 лет.

          Тем временем Володя стал ходить в университет культуры на курсы. Там познакомился с классической музыкой, полюбил ее, стал меломаном. Но после этого игра на гармошке показалась ему слишком пресной и простой. Чтобы выразить классику, требовался более серьезный инструмент. В 1965­м купил в кредит аккордеон «Велтмейстер». Дома мебели не было, еды в обрез, но музыкальный голод был сильнее физического. Судьба улыбалась вовсю. До изобретения инструмента оставалось 40 лет.

         Чем аккордеон интересен? У него с правой стороны клавиши, а с левой – кнопки. У баяна кнопки с обеих сторон. И вот тридцать лет Владимир Васильевич играл на аккордеоне, а в 1996 году ушел на пенсию. К тому времени он уже имел 6 патентов на изобретение, но все по строительному делу. До изобретения оставалось 13 лет.

        Пенсионер завел себе дом в деревне и с головой окунулся в сельскую жизнь. Благо руки растут из нужного места, и не только для игры. За девять лет он поднял стоимость деревенского дома с 50 тысяч рублей до миллиона. Построил гараж на четыре машины, сделал большой подвал, теплицы, баню выстроил, хозблок с гаражами для техники, большой подвал под машиной. И вот когда руки от больших дел освободились, то душа опять запросила музыки. Он достал старую гармошку и стал восстанавливать свои навыки игры. Купил аккордеон «Москва». Сам его отремонтировал. Потом более новый приобрел. До изобретения оставалось 4 года.

         Минута славы – месяцы труда

        Пальцы быстро вспомнили былое. И тут он увидел в телевизионной передаче «Минута славы», как один из участников играл на баяне. Потом переключался звук на инструменте, и он начинал звучать как фортепьяно. Это настолько «завело» пенсионера, что он тоже захотел так попробовать. Случайно зашел в магазин и увидел там простенький детский синтезатор. Купил его, и пошло дело. Целыми сутками что­то делал, пока не встроил синтезатор в аккордеон. Получилось! Это был триумф! И так увлекся, что стал играть сложные композиции часы напролет. Синтезатор не выдержал и умер на посту. Но Соколов уже почувствовал вкус и купил синтезатор посложнее. На нем можно было играть в 16 тембров. Перед этим он пробовал играть на синтезаторе просто. Не получалось. Ведь у него правая рука привыкла к клавишам, а левая – к кнопкам и никак не хотела переходить на клавиатуру. На левой руке пальцы были травмированы, что служило серьезным препятствием для игры на клавишных инструментах. Кнопки баяна же нажимались легко.

            И тут Соколова осенило – почему бы не сделать клавиатуру отдельно, синтезатор отдельно? Купил новый, достаточно дорогой синтезатор «Касио­215», который был рассчитан на 256 тембров. И решил подсоединить к нему через шнур специальную клавиатуру. Несколько месяцев работал по десять часов в день. Один раз даже 17 часов подряд трудился, начав в половине третьего утра. И все это время не отлучался ни поесть, ни в туалет сходить. Очень была важная операция и прервать ее – дело портить. Нужно было синхронизировать клавиши на выносной клавиатуре с синтезатором. Пока ярославец придумал систему контактов, пока материалы для них, пока с миллиметровой точностью все это соединял… Терпением надо было обладать ангельским и чертовской работоспособностью.

          Представьте себе баян: ряд с кнопками, меха, ряд с кнопками. А теперь просто уберите меха и сложите вместе две плашки с кнопками. Немного напоминает две компьютерные клавиатуры, сложенные, как крылья у бабочки. На ней можно играть в привычной для баянистов вертикальной позиции или поставить ее на колени. Через шнур подсоединяем приставку­бабочку к синтезатору, и все вместе получается «баянтезатор». Можно находиться от синтезатора на любой длине соединительного провода. Это сразу открывает столько возможностей для шоу, когда человек и музыкальный инструмент на большом расстоянии друг от друга. Никто в России и в мире  такого еще не делал.

             Все баянисты должны сказать огромное спасибо Владимиру Соколову. Дело в том, что их инструмент отходит на второй план. В современные ансамбли очень нужны клавишники, умеющие играть на синтезаторе. Для баянистов остаются только свадьбы как приработок. Но все меньше людей, которые считают, что на праздниках должен играть баян. В детских школах искусств ребятишки не горят особым желанием выбирать игру на баяне.
– Дедушкин инструмент, на нем только лузеры играют, – отвечают они.

           А создание таких приставок к синтезатору поможет вернуть угасающий интерес к русскому народному инструменту. Тем более что на каждом углу сейчас должны стоять люди с фонарями и кричать: «Инновации, ау?» А тут, пожалуйста, все уже готово. Только относи на радиозавод или на любое малое предприятие и покоряй музыкальный рынок новым гаджетом.

           Кстати, ярославец дал всему миру возможность нового прорыва в музыке. Ведь такую приставку можно сделать к любому инструменту. К скрипке, трубе, фаготу. Да хоть к барабану или арфе. И теперь, научившись играть на одном инструменте, ты сможешь наслаждаться игрой на всех существующих в твоем синтезаторе.

         Да, все­таки не зря судьба вела человека такими окольными путями к музыке. Баянистов может быть много, а вот изобретатель «баянтезатора» только один.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать