05:20
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 августа 2009

Александр Русаков: В поисках нового имиджа

         Гостем традиционной рубрики нашей газеты «За чашкой чая» на минувшей неделе стал ректор Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова Александр Русаков. Закономерно, что разговор начался с предстоящей 14 сентября в нашем городе международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность». Одним из ее организаторов как раз и выступил ЯрГУ имени П.Г. Демидова.        – Александр Ильич, как нашему ярославскому вузу удалось оказаться на равных с мэтрами столичной политики и политологии?

      – Отмечу, что «жанр» этого мероприятия менялся. Сначала была идея сделать его государственным форумом и, естественно, в этом случае наш университет, будучи академической организацией, не мог бы участвовать в его проведении. Однако в итоге на уровне правительства Ярославской области и администрации президента, под чьим патронатом пройдет форум, было принято решение сделать жанр мероприятия более академичным, научным. Так что конференция станет прежде всего дискуссионной площадкой с участием ведущих российских и зарубежных экспертов и политологов. Среди них – вице­президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, политтехнолог Глеб Павловский. США, вероятно, будут представлять крупнейший политолог Фарид Закария и ученые Иельского университета. Это люди, реально влияющие на взаимодействие государства и общества через различные экспертные институты. Мэтры, выражаясь вашими словами, будут представлять прежде всего науку, а не структуры, воплощающие в жизнь идеи ученых. Именно поэтому и стало возможным участие в этой конференции нашего университета. Профессора факультетов ЯрГУ: социально­политических наук, исторического, юридического, известные как в регионе, так и за его пределами, будут участвовать в форуме. Конечно же, на столь представительной площадке мы будем больше учиться, чем учить кого­либо. Сама задача этой дискуссии – привлечь максимальное число молодых людей, состоящих на госслужбе, чтобы они могли обсудить с коллегами и учеными ключевую тему форума. А она сформулирована так: «Социальная ответственность государства в контексте глобальной безопасности». Иначе говоря, какой должна быть внутренняя политика государств, чтобы она не создавала риски нестабильности.

        – То есть тему можно обозначить как ответственность первых лиц – архитекторов политики?

        – Думаю, да. Не случайно согласие на участие в форуме дали Президент России Дмитрий Медведев, премьер­министры Франции и Испании. Одна из задач конференции, повторюсь, и состоит в том, чтобы молодые чиновники, прямой кадровый резерв государственных менеджеров могли обсудить стратегии динамичного и ответственного управления. Кстати, обсуждение этой темы пройдет 14 сентября, в день рождения главы нашего государства Дмитрия Анатольевича Медведева.

        – Все же, на ваш взгляд, в чем причина выбора нестоличного города местом проведения конференции?

        – Каждая известная площадка позиционирует себя как уникальное явление. Это относится к Давосскому, Санкт­Петербургскому, Лондонскому, Сочинскому форумам. Поэтому вновь инициированная площадка не должна стать, условно говоря, «форумом номер два». Специфику конференции определило и решение избрать дискуссионную площадку не в столичном городе. Тем более что в преддверии тысячелетия города конференция станет хорошей репетицией по размещению большого количества высоких гостей.

        – Каким будет значение конференции для нашего города? На что можно рассчитывать?

        – Прежде всего предоставляется шанс принципиально изменить имидж Ярославля. Наш город может и, полагаю, должен позиционироваться как носитель истоков российской государственности, территория развития высоких технологий, экологического туризма, средоточие растущего интеллектуального потенциала. В этом же русле – и идея сделать город гораздо более привлекательным, в том числе и в качестве одного из ведущих образовательных центров России. Международная конференция с весьма актуальной повесткой дня (а она, возможно, станет регулярной) может дать мощный импульс формированию именно такого образа нашего древнего города.

       – Перейдем к другим темам. Единый государственный экзамен – важнейшее новшество этого года, вокруг которого не стихают споры. Мы взяли его с Запада, но там подача заявлений осуществляется из единого центра, а не как у нас. Ваша оценка итогов внедрений ЕГЭ?

      – У меня претензий по процедуре проведения ЕГЭ в школах нет. Все прошло хорошо благодаря тому, что за несколько лет в городе и регионе были отлажены все необходимые механизмы: общественный контроль, условия сдачи, участие или неучастие учителей. Что касается вузов, то могу сказать о своих ощущениях. Это было первое лето, когда я мог спокойно разговаривать по телефону. А опыт кураторства приемных комиссий у меня большой. Я давал лишь советы самого общего характера, ссылался на размещенную на нашем сайте информацию. Попыток что­то попросить не было. А вот на стадии приема документов система начала «захлебываться». Мы применили систему сканирования паспортов, и на этапе пиковых нагрузок очереди были на час­полтора. Это первое, что не было просчитано. Причина – общая недооценка того, как абитуриенты распорядятся своей неограниченной свободой. Недооценка их мобильности, менталитета свободы. Полагали, что возобладают разум, осторожность, ограничительные мотивы, но в итоге были поставлены всем известные рекорды того, кто куда и сколько подал заявлений. Во многих случаях было даже непонятно, куда же именно абитуриент хотел попасть. А что до централизованной подачи заявлений, то такую систему можно было ввести уже в этом году. Но желательно, чтобы нормативная база была разработана вовремя. В целом система ЕГЭ не провалилась, она жизнеспособна – провалилась технология зачисления в вузы по результатам ЕГЭ.

      – Как ее можно откорректировать?

      – Есть две идеи: ввести ограничения по количеству заявлений или, скажем, по профилю обучения. Это поможет абитуриентам более осознанно подойти к выбору специальности. Но очень хотелось бы, чтобы нормативные документы на этот счет были приняты гораздо раньше, например, в сентябре, а не в марте, как это, к сожалению, произошло в этом году.

      – Вы объявили о планах открытия филологического факультета. В чем смысл такого нововведения, тем более что в городе есть и педагогический университет?

      – Не только филологического, но и химического. На филологический факультет мы хотим набирать студентов уже в следующем году. Сейчас завершаем лицензирование. По моему глубокому убеждению, классический университет без филологического направления – это не университет, а только его часть. А с педагогическим университетом, согласитесь, у нас разные задачи. Мы не будем копировать коллег, которые делают свое дело и делают его хорошо. Например, мы планируем выпускать специалистов в области перевода.

     – Какими, по вашему мнению, могут быть долгосрочные последствия экономического кризиса для нашего общества?

     – Нынешний кризис скорее всего порожден искусственно, для решения тех задач, которые удобно решать именно в такие периоды. Но, думаю, катастрофический сценарий, подобный августовскому дефолту 1998 года, вряд ли повторится. Наша экономика в значительно большей степени, чем тогда, интегрирована в экономику Запада и вслед за преодолением кризиса в США Россия также, с некоторым опозданием, двинется вперед. Но это общие представления, подтверждать или опровергать которые должны специалисты. А вот для тех молодых людей, которые сейчас учатся, это повод задуматься над тем, насколько планируемая ими профессиональная деятельность окажется востребованной обществом, чего реально она может стоить на рынке труда. Кризис – это еще и время для переоценки путей развития общества и государства. Это задача для всех мыслящих и неравнодушных людей, политиков, деятелей науки и образования. И мы уже идем по этому пути.

Автор: Игорь Велетминский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать