09:47
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 ноября 2009

Считаю я тебя сестрой своею

В детском доме Ленинского района воспитанники, имея родных братьев и сестер, находят себе приемных.У меня братишки нет…– Бедра в бок, амплитуду побольше. Резче, резче. Понимаешь, у восточных танцев есть своя пластика, – тринадцатилетний Тимур стоял напротив девушки в восточных шароварах и показывал, как ей двигаться. Сам тоже одетый в шаровары и что­то среднее между топиком и короткой жилеткой, он увлеченно вращал животом.– Ты меня научишь? – спрашивала «сестра»студентка своего «брата». Таня и Тимур – единственные в детдоме приемные брат и сестра. Обычно в пару ставят однополых людей, но у этих двоих было сильное увлечение восточными танцами, и решили их объединить. И, похоже, не ошиблись. Тимур с Таней дополняют друг друга.   

– Я спокойная, а он зажигалочка такая, – рассказывает старшая «сестра».

Программа «Большие братья, большие сестры» – международный проект, суть которого в том, что студенты и работающая молодежь берут себе на попечение ребят из детского дома, становясь для них братом или сестрой. Детям в таком возрасте очень не хватает не только родителей, но и друзей, на которых можно было бы равняться, с кем советоваться. В детском доме жизненный опыт у всех примерно одинаковый. В обычной школе, где детдомовцы занимаются, они общаются в основном со сверстниками, а у тех жизненного опыта немногим больше. Поговорить о своих проблемах с воспитателями в таком возрасте дети стесняются. И наличие старшего брата или сестры было бы кстати.

У некоторых детдомовцев есть родные братья или сестры, но между ними слишком большая разница в возрасте, и у более взрослых родственников уже свои семьи, дела, заботы. И ребятам из детского дома не хватает брата или сестры, которые были бы ненамного их старше и с кем можно было бы обсудить все на свете. И такие «братьясестры»волонтеры приходят к ним из службы «Молодежь и семья».

– Эта программа стартовала в 2001 году, и первая пара волонтер – ребенок была из нашего детдома. Семь лет назад студент медакадемии Никита Дратцев стал «братом» десятилетнего Виталика. Вместе ходили гулять по городу, на детские спектакли, играли в КВН. Прошло семь лет, а они до сих пор дружат. У нас за эти годы через программу «Большие братья, большие сестры» прошло больше половины детей, – рассказывает куратор этой программы в детском доме Татьяна Малышева.

Похожие как две капли воды

Волонтеры сначала идут в службу «Молодежь и семья» Ярославского областного информационного центра, где с ними разговаривают, выясняют их интересы, мотивацию. Затем кандидатов отправляют в школу волонтеров, где им читают лекции о возрастной психологии, обучают элементам культурно-­массовой работы, преподают много другого, что может пригодиться в общении с подростками. И только после этого выпускники волонтерских курсов отправляются в детский дом на смотрины. Анна Бандерь, которая курирует эту программу в службе «Молодежь и семья», сама «сестра по договору» в Ленинском детдоме, ходит туда по нескольку раз на неделе. Она изучила характеры детей, поэтому знает, кого с кем ставить в пару. Причем попадание практически всегда «в десятку».

Люди, ставшие в пару, удивительным образом оказываются похожими друг на друга даже внешне. Любимов Денис нашел себе младшего «брата» Никиту почти два года назад. Пришел тогда в детдом нескладным пареньком с ультракороткой стрижкой. Объединяющая сила их пары – любовь к компьютерам. А когда волосы отросли, то все ахнули – Никита и Денис похожи словно братья Березуцкие.

Но не всегда общий интерес служит критерием отбора. И не всегда выбор делают взрослые.

– Как только я пришла в детский дом, Вика стала ходить за воспитателями и просить: дайте мне ее, дайте мне ее, – рассказывает студентка Таня Соколова.

– Я узнала ее фамилию – Соколова, а я Уткина, и сразу поняла, что мы подружимся, – рассказывает Вика, которая с девяти лет встречается с «сестрой»волонтером.

– Мы птицы, – смеется Таня, и в этот момент понимаешь, что у девушек разрез глаз одинаковый и при улыбке схоже обнажаются зубы. И у обеих чувствуется внутренний стержень и увлеченность спортом.

Внешняя похожесть родственников по контракту стала уже притчей во языцех. Вот видишь на фотографии бывшую сотрудницу из службы «Молодежь и семья» Катерину Додонову. Симпатичная брюнетка, а рядом с ней ее русоволосая «сестренка», но у них одинаковый овал лица. Саша Никулина и девятилетняя Алина – у обеих одинаковая припухлость щек. И непонятно, то ли дети интуитивно выбирают тех, на кого похожи сами, то ли от общения «братья с сестрами» становятся похожими друг на друга.

Но не только внешнее сходство и родство душ объединяющий критерий. Одна девочка, которой скоро выходить из детского дома, она уже учится в техникуме, попросила дать в волонтеры когото из работающих. Ей было очень важно общаться с человеком, имеющим жизненный опыт.

А зачем волонтеры идут в детский дом?

– Если у вас есть цель, то вам не сюда. Я не говорю себе: «Я должен сделать его лучше», пусть сам
растет, а я ему немного помогу, – рассказывает Денис Любимов.

– Я давно работаю с маленькими детьми и хочу, чтобы дети стали счастливее, – поясняет Саша Никулина.

Родные по духу

В Ленинский детский дом приходят в основном студенты педуниверситета – понятно почему. Иногда бывают медики и политеховцы. Редкие гости – демидовцы, студенты негосударственных вузов. А уж про «фиников» с «зенитчиками» и речи быть не может.

Что обычно делают вместе приемные братьясестры? Да то, что маленькому человеку надо: гуляют, играют, занимаются делами. Таня Соколова с Викой то на роликах катаются, то старшая учит младшую пирожки печь. Вначале они это дома делали, а потом поле кулинарной битвы перекочевало в детский дом. С девочками помладше волонтеры играют в куклы. Те, кто постарше, обсуждают мальчиков. Вне зависимости от возраста пары ходят гулять, кататься на лошадях, на выставки, в кино, театры, парки. Вот с вами старший брат часто ходил в детстве в кино или просто гулял? Мой был старше меня на восемь лет, и ему гораздо интереснее было общаться со сверстниками, чем со мной – малышней. А здесь студенты приходят и проводят время со школьниками. Даже завидно. Первое время волонтеры чуть ли не каждый день приходили в детский дом. Младшие торопятся им все рассказать о себе, похвастаться тем, что они научились делать. И говорят, говорят, говорят до ломоты в языке. Потом первоначальный порыв проходит, и встречи уже происходят два­три раза в неделю. Причем это не обязательно прогулки по театрам, выставкам. Зачастую просто домашние дела. Детдомовцы обычно растут очень неприспособленными к реальной жизни. За них практически все делают воспитатели. Дети не имеют права готовить себе что­то самостоятельно, пользоваться утюгом. А чтобы включить стиральную машину, должны звать взрослого. И поэтому участие вместе с «братом» в обыденных домашних делах, не говоря уже о ремонте или копании грядок на даче, для них интересно и полезно.

«Братья-сестры» общаются годами. Самое большое пока – семь лет с начала программы, многие по три­четыре года. Старшие заканчивают вузы и продолжают приходить в детский дом. Обычно только переезд в другой город может разлучить «братьев и сестер».

– В этом году мы сотрудничаем с двумя ярославскими детскими домами: Ленинским и музыкальнохудожественного воспитания. Работает наша программа и в Переславле, Рыбинске, Данилове, Ростове, Тутаеве. Набрали 26 волонтеров, и с середины декабря они пойдут к детям. В этом году, как всегда, много студентов из педуниверситета, но много и демидовцев. Появились наконец­то политеховцы, а то у них молодежное движение сильное, многие играют в КВН, а до нас доходят мало. Пришли люди из средних учебных заведений и есть даже представители негосударственных вузов, – рассказывает куратор проекта Анна Бандерь.

Эта программа постепенно стала расширяться, сейчас волонтеры ходят не только к детдомовцам, но и к детям из неполных семей. Заметила мама, например, что ребенок начал пить, курить и поддаваться «тлетворному влиянию улицы», а самой ей трудно вернуть чадо на путь истинный, и она обращается к волонтерам. А с 2009 года эта программа вышла из рамок международной программы «Большие братья, большие сестры» и теперь является чисто российской, называясь «Диалог индивидуальностей». Хоть кризис несколько ужал финансирование программы, но на числе волонтеров это, к счастью, не сказывается.

ЛЮБОПЫТНО
Волонтерство пришло в Россию в начале 90-х годов. Согласно результатам опроса, проведенного в 56 странах мира, практически трое из десяти (28 процентов) человек по всему миру были задействованы в волонтерских работах в течение последнего года. Лидером по количеству добровольцев является Северная Америка. Россия занимает 48-е место из 56 в мире и 7-е место среди 14 стран Центральной и Восточной Европы по количеству жителей, задействованных в волонтерской работе. Самый распространенный возраст волонтеров – от 36 до 55 лет. Предпринимателей среди волонтеров всего 3 процента, 6 процентов – домохозяйки, 28 процентов – рабочие и служащие, 21 процент – пенсионеры, 13 процентов – школьники, 27 процентов – студенты.
 

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать