«Шашки» наголо!
Довелось мне в течение трех дней трижды ехать на такси из точки А в точку Б. И удивительно – каждый раз цена за поездку была разная. 150, 180 и 200 рублей. Во второй раз стало интересно: а отчего это вдруг цена выросла на 30 рублей?Таксомоторная арифметикаВ ответ мне понеслось обилие информации – за посадку столькото, за первые километры вот столько, а потом еще столько.– Но вчера же было дешевле?
– А у нас с 12 часов ночи ночной коэффициент включается, – ответил водитель.
Заниматься на ночь глядя таксомоторной арифметикой сил не было. Открываю дома Интернет, нахожу расценки такси и тихо обалдеваю: во всем Ярославле не найти двух одинаковых прейскурантов. Одни таксисты уже только за то, что ты сел в машину, просят 70 рублей, другие – 80. Третьи за эти же деньги будут возить тебя по всему району. Дальше начинается ценотворчество, контролируемое только фантазией таксистов. У когото семь рублей за один километр, у когото – 8. Другие за первые три–четыре километра просят 100 рублей. Некоторые включают время ожидания: 4 рубля в минуту, другие утверждают, что есть такси представительского класса, которые дороже. А ктото просит дополнительную надбавку за то, что везет в отдаленные районы. Что такое отдаленный район, у каждого таксиста понятие свое. Для кого-то это Красный Перекоп, а для иного Дубки.
– Девушка, мне такси от брагинского «Космоса» до «Глобуса» во сколько обойдется?
В ответ тирада про посадку, километры и прочее. Прошу сказать конкретную сумму.
– Я не знаю точного расстояния, рублей 150 – 200, – ответил диспетчер.
Как-то непривычно, что продавец не знает цену своего товара или услуги. Возьми карту, посмотри расстояние и скажи. Федеральный закон о защите прав потребителей требует предоставления полной информации о товаре, услуге. Но ярославским таксистам он, похоже, не писан.
Садясь в автобус, вы получаете билет, платя за телефон, – квитанцию, покупая хлеб, – чек. Любая денежная операция должна быть зафиксирована документом. Из ярославских таксистов этого почти никто не делает. Доказать, что водитель взял с тебя больше положенного, практически невозможно. Нет никаких доказательств, что ты вообще ехал в этом такси.
Год назад было принято постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, которое обязывает выдавать кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающее оплату пользования легковым такси. В этой квитанции помимо фамилии водителя, его индивидуального налогового номера должны указываться время начала поездки, ее окончания, показания таксометра, стоимость километра, конечная цена поездки, и много других параметров.
Бизнес без тормозов
– Мы раньше имели право контролировать и лицензировать легковое такси, но 5 лет назад все эти функции из федеральных органов власти передали местным, и мы сейчас не имеем права этим заниматься. На уровне города и области этим тоже никто не занимается. В Ярославле законы не приняты, – говорит начальник управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Олег Харламов.
Действительно, сейчас разрешения ни у кого спрашивать не надо. Если, к примеру, раньше таксиста перед началом смены проверял врач на состояние алкогольного или наркотического опьянения, или таксист плохо себя чувствовал, то на линию его не выпускали. В «шашечники» брали только опытных водителей, а сейчас достаточно иметь права и машину, чтобы возить других людей.
– Пока я себе иномарку не купил, а у меня была «семерка», на работу устроиться было невозможно. Никакого медицинского освидетельствования перед началом работы, проверки состояния машины не проводится. То, что я работаю 12 часов ночью после основной работы, никого не волнует, – рассказывает подрабатывающий водителем ярославец.
– Лицензирование нашей деятельности отменили года три назад, и я считаю, что ничего не изменилось: получение лицензии не влияет на качество услуги. Это всего лишь бюрократический элемент, который усложняет процедуру. У водителя есть права, которые удостоверяют его умение водить машину. У него есть техосмотр ГАИ, который подтверждает исправность машины. Зачем ему проходить какието дополнительные процедуры, чтобы заниматься свободной предпринимательской деятельностью? Вы же не проходите медицинское освидетельствование каждый раз, когда семью на дачу везете? – возражает президент Ассоциации таксомоторов города Ярославля Алексей Тихомиров.
Но это сравнение несколько хромает. У семьи есть шанс видеть, в каком состоянии папа, и не ехать с ним, если он подшофе или плохо себя чувствует. У клиентов такси такой возможности нет. Кто приехал – тот и повезет. Аргумент, что если машина прошла техосмотр, то готова к труду и обороне, слабоват. Это месяц назад она была «здоровая», а если вчера у нее тормоза из строя вышли?
А за рулем кто?
"Допустим, за 12 часов водитель заработал «грязными» 2000 рублей. При этом он потратил за свой рабочий день 500 рублей на бензин, страховка (КАСКО + ОСАГО ) за год обошлась ему в 35 тысяч рублей, то есть еще 160 рублей в день, стоянка – 60 рублей, резина – 50 рублей в день. Допустим, он моет машину раз в два дня. Берем самую дешевую мойку, 150 рублей, делим на 2 и выходит 75 рублей, итого амортизация авто, оплата заказов. Ремонт, кредит, проценты по кредиту, риски здесь учитывать не будем, хотя это тоже расходы! Итак, получаем расходы за смену 1418 рублей. У водителя остается 582 рубля", – пишет на форум ярославских таксистов один из водителей.
Человек получает за двенадцатичасовой рабочий день, как правило в ночное время, в пределах десяти тысяч рублей в месяц. Конечно, этого мало, и он пытается увеличить свой доход за счет более быстрой и рискованной езды, увеличения количества смен и иногда прямого обмана клиента. У вас еще осталось желание сажать своих детей в салон к загнанному работой таксисту или переходить перед ним дорогу?
– Обман клиента водителем у нас исключен. Ставить счетчики, куда таксист может залезть и подкорректировать их работу, – это прошлый век. Сейчас мы все решаем программными методами, и шофер совершенно исключен из процесса формирования цены. Диспетчер еще при приеме заказа говорит пассажиру, сколько это будет стоить. Современные средства GPSнавигации позволяют определить местоположение машины с точностью до метра. И когда машина приехала, то водитель вводит время прибытия в свой телефон или коммуникатор, и сразу же перед глазами пассажира появляется посланная с диспетчерского пульта цена. Мы можем выдавать квитанции. Правда, пока они заполняются водителем вручную, но в ближайшие полгода мы намерены решить в рамках ассоциации вопрос, чтобы водители могли их распечатывать прямо при пассажире одним нажатием кнопки, – говорит президент Ассоциации таксомоторов города Ярославля Алексей Тихомиров.
Что ж, хочется порадоваться за несколько таксомоторных фирм, которые входят в эту ассоциацию, но в городе таких фирм около пятидесяти. Транспортные организации все никак не могут разобраться, кто же должен обеспечивать нашу безопасность. Автотранспортный надзор говорит, что общественным транспортом должны заниматься местные власти. И статья 789 Гражданского кодекса РФ гласит, что если любой гражданин обратился и организация обязана его перевести, то такая услуга называется общественным транспортом. Такси – тоже общественный транспорт. В комитете по транспорту и связи мэрии сообщили, что этот вопрос в ведении областного департамента транспорта. Но необходим закон Ярославской области, который бы все это регулировал. Проект такого закона вносил депутат Ярославской областной Думы Владимир Молодкин, но его не утвердили. А между тем в Московской области или соседней Ивановской такие законы уже давно действуют.
Комментарии