12:31
2 декабря,
четверг 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
10 Февраля 2010
Общество

«Шашки» наголо!

Довелось мне в течение трех дней трижды ехать на такси из точки А в точку Б. И удивительно – каждый раз цена за поездку была разная. 150, 180 и 200 рублей. Во второй раз стало интересно: а отчего это вдруг цена выросла на 30 рублей?Таксомоторная арифметикаВ ответ мне понеслось обилие информации – за посадку столько­то, за первые километры вот столько, а потом еще столько.

– Но вчера же было дешевле?

– А у нас с 12 часов ночи ночной коэффициент включается, – ответил водитель.

Заниматься на ночь глядя таксомоторной арифметикой сил не было. Открываю дома Интернет, нахожу расценки такси и тихо обалдеваю: во всем Ярославле не найти двух одинаковых прейскурантов. Одни таксисты уже только за то, что ты сел в машину, просят 70 рублей, другие – 80. Третьи за эти же деньги будут возить тебя по всему району. Дальше начинается ценотворчество, контролируемое только фантазией таксистов. У когото семь рублей за один километр, у когото – 8. Другие за первые три–четыре километра просят 100 рублей. Некоторые включают время ожидания: 4 рубля в минуту, другие утверждают, что есть такси представительского класса, которые дороже. А кто­то просит дополнительную надбавку за то, что везет в отдаленные районы. Что такое отдаленный район, у каждого таксиста понятие свое. Для кого-то это Красный Перекоп, а для иного Дубки.

– Девушка, мне такси от брагинского «Космоса» до «Глобуса» во сколько обойдется?

В ответ тирада про посадку, километры и прочее. Прошу сказать конкретную сумму.

– Я не знаю точного расстояния, рублей 150 – 200, – ответил диспетчер.

Как-то непривычно, что продавец не знает цену своего товара или услуги. Возьми карту, посмотри расстояние и скажи. Федеральный закон о защите прав потребителей требует предоставления полной информации о товаре, услуге. Но ярославским таксистам он, похоже, не писан.

Садясь в автобус, вы получаете билет, платя за телефон, – квитанцию, покупая хлеб, – чек. Любая денежная операция должна быть зафиксирована документом. Из ярославских таксистов этого почти никто не делает. Доказать, что водитель взял с тебя больше положенного, практически невозможно. Нет никаких доказательств, что ты вообще ехал в этом такси.

Год назад было принято постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, которое обязывает выдавать кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающее оплату пользования легковым такси. В этой квитанции помимо фамилии водителя, его индивидуального налогового номера должны указываться время начала поездки, ее окончания, показания таксометра, стоимость километра, конечная цена поездки, и много других параметров.

Бизнес без тормозов

– Мы раньше имели право контролировать и лицензировать легковое такси, но 5 лет назад все эти функции из федеральных органов власти передали местным, и мы сейчас не имеем права этим заниматься. На уровне города и области этим тоже никто не занимается. В Ярославле законы не приняты, – говорит начальник управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Олег Харламов.

Действительно, сейчас разрешения ни у кого спрашивать не надо. Если, к примеру, раньше таксиста перед началом смены проверял врач на состояние алкогольного или наркотического опьянения, или таксист плохо себя чувствовал, то на линию его не выпускали. В «шашечники» брали только опытных водителей, а сейчас достаточно иметь права и машину, чтобы возить других людей.

– Пока я себе иномарку не купил, а у меня была «семерка», на работу устроиться было невозможно. Никакого медицинского освидетельствования перед началом работы, проверки состояния машины не проводится. То, что я работаю 12 часов ночью после основной работы, никого не волнует, – рассказывает подрабатывающий водителем ярославец.

– Лицензирование нашей деятельности отменили года три назад, и я считаю, что ничего не изменилось: получение лицензии не влияет на качество услуги. Это всего лишь бюрократический элемент, который усложняет процедуру. У водителя есть права, которые удостоверяют его умение водить машину. У него есть техосмотр ГАИ, который подтверждает исправность машины. Зачем ему проходить какие­то дополнительные процедуры, чтобы заниматься свободной предпринимательской деятельностью? Вы же не проходите медицинское освидетельствование каждый раз, когда семью на дачу везете? – возражает президент Ассоциации таксомоторов города Ярославля Алексей Тихомиров.

Но это сравнение несколько хромает. У семьи есть шанс видеть, в каком состоянии папа, и не ехать с ним, если он подшофе или плохо себя чувствует. У клиентов такси такой возможности нет. Кто приехал – тот и повезет. Аргумент, что если машина прошла техосмотр, то готова к труду и обороне, слабоват. Это месяц назад она была «здоровая», а если вчера у нее тормоза из строя вышли?

А за рулем кто?

"Допустим, за 12 часов водитель заработал «грязными» 2000 рублей. При этом он потратил за свой рабочий день 500 рублей на бензин, страховка (КАСКО + ОСАГО ) за год обошлась ему в 35 тысяч рублей, то есть еще 160 рублей в день, стоянка – 60 рублей, резина – 50 рублей в день. Допустим, он моет машину раз в два дня. Берем самую дешевую мойку, 150 рублей, делим на 2 и выходит 75 рублей, итого амортизация авто, оплата заказов. Ремонт, кредит, проценты по кредиту, риски здесь учитывать не будем, хотя это тоже расходы! Итак, получаем расходы за смену 1418 рублей. У водителя остается 582 рубля", – пишет на форум ярославских таксистов один из водителей.

Человек получает за двенадцатичасовой рабочий день, как правило в ночное время, в пределах десяти тысяч рублей в месяц. Конечно, этого мало, и он пытается увеличить свой доход за счет более быстрой и рискованной езды, увеличения количества смен и иногда прямого обмана клиента. У вас еще осталось желание сажать своих детей в салон к загнанному работой таксисту или переходить перед ним дорогу?

– Обман клиента водителем у нас исключен. Ставить счетчики, куда таксист может залезть и подкорректировать их работу, – это прошлый век. Сейчас мы все решаем программными методами, и шофер совершенно исключен из процесса формирования цены. Диспетчер еще при приеме заказа говорит пассажиру, сколько это будет стоить. Современные средства GPSнавигации позволяют определить местоположение машины с точностью до метра. И когда машина приехала, то водитель вводит время прибытия в свой телефон или коммуникатор, и сразу же перед глазами пассажира появляется посланная с диспетчерского пульта цена. Мы можем выдавать квитанции. Правда, пока они заполняются водителем вручную, но в ближайшие полгода мы намерены решить в рамках ассоциации вопрос, чтобы водители могли их распечатывать прямо при пассажире одним нажатием кнопки, – говорит президент Ассоциации таксомоторов города Ярославля Алексей Тихомиров.

Что ж, хочется порадоваться за несколько таксомоторных фирм, которые входят в эту ассоциацию, но в городе таких фирм около пятидесяти. Транспортные организации все никак не могут разобраться, кто же должен обеспечивать нашу безопасность. Автотранспортный надзор говорит, что общественным транспортом должны заниматься местные власти. И статья 789 Гражданского кодекса РФ гласит, что если любой гражданин обратился и организация обязана его перевести, то такая услуга называется общественным транспортом. Такси – тоже общественный транспорт. В комитете по транспорту и связи мэрии сообщили, что этот вопрос в ведении областного департамента транспорта. Но необходим закон Ярославской области, который бы все это регулировал. Проект такого закона вносил депутат Ярославской областной Думы Владимир Молодкин, но его не утвердили. А между тем в Московской области или соседней Ивановской такие законы уже давно действуют.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать