21:37
воскресенье,
8 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 марта 2010

Андрей Сибриков:Учитель должен любить свою работу

2010 год в России объявлен Годом учителя. Как сделать так, чтобы он был отмечен не только праздничными мероприятиями для педагогов, но и поднял их профессиональный и социальный статус? Какой будет «Наша новая школа» в Ярославле? Когда будут введены новые стандарты образования? На эти и другие вопросы «Городским новостям» отвечает Андрей СИБРИКОВ, директор департамента образования мэрии города Ярославля.– Андрей Викторович, что, по­вашему, надо еще сделать, чтобы в жизни ярославских учителей произошли существенные изменения к лучшему?

– Давайте начнем с констатации простого факта: от учителя зависит все. Наверное, с этим никто не будет спорить. И то, что нынешний год объявлен Годом учителя, еще раз подчеркивает, какую важную роль играет педагог в жизни каждого из нас. Ежедневно учитель приводит детей в класс и закрывает за собой дверь. С этого момента все самое важное происходит там, в этом классе, поэтому я не устаю повторять одно: чтобы детям в школе было уютно, учитель должен любить свою работу. Должен любить настолько, чтобы на время забыть о неприятностях, собственных проблемах, не очень высокой зарплате…

– А что может  помочь педагогу настроиться на творческую волну?

– Может быть, мои суждения покажутся кому­то высокопарными, но я считаю, помочь ему может общество. Все мы прекрасно знаем, что порой некоторые родители недовольны действиями учителей, им кажется, что они несправедливы к их ребенку. Назревает конфликт. И самое плохое, что зачастую в него втягиваются дети. Но ведь все можно решить по­другому, мы же взрослые люди, давайте учиться говорить друг с другом, при этом не подрывая авторитета учителя.

– Конфликт учитель – родитель возникает из­-за недостатка воспитания, которое получили нынешние мамы и папы?

– Я бы сказал, в основе его возникновения лежит дефицит общей культуры. Парадоксальная вещь: наши граждане стали более образованными, чем двадцать лет назад, а вот уровень культуры у них остается очень невысоким. Думаю, все дело в той атмосфере несвободы, в которой мы все долго жили. Тогда все за тебя решалось сверху, не надо было особо задумываться, к примеру, куда пойти работать – вакансий было множество. Сегодня другие времена. И, получив свободу, многие наши сограждане просто перепутали ее с вседозволенностью.

– Что еще необходимо учителю, чтобы ему спокойно работалось?

– Приличествующий уровень жизни. Есть такое понятие в социологии. Сегодня пока у учителя нет хорошей финансовой базы, но это только один момент. Другой заключается в том, что те задачи, которые перед ним сегодня ставит государство, и в первую очередь наш президент, утвердивший национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», требуют качественно нового подхода к техническому оснащению школ. Пока же у нас в основном все делается руками учителя.

– Финансовая составляющая любого проекта – это базис, на котором он основывается. Сегодня в ряде городов России благодаря внедрению системы подушевого финансирования зарплаты ведущих учителей превысили двадцатитысячную отметку…

– В этом нет ничего необычного. Все дело в том, что нормативы подушевого финансирования в разных субъектах федерации отличаются иногда в разы. Ярославская область одной из первых внедрила у себя метод подушевого финансирования школ. Но ведь изначально предполагалось, что федеральный бюджет возьмет на себя финансовое обеспечение этих самых нормативов. Но потом все переложили на плечи региональных властей. Понятно, что уровень бюджетной обеспеченности в каждом регионе разный. Вот и получается, что в одной области учителя за свой труд получают 20 – 25 тысяч рублей в месяц, а в другой – от силы двенадцать. На мой взгляд, это очень несправедливо, ведь людям за одну и ту же работу платят разную заработную плату.

– Вы упомянули национальную инициативу «Наша новая школа». Задачи для учреждений образования в ней поставлены серьезные. Одно из важнейших направлений нового проекта – работа с талантливыми детьми. А где в Ярославле могут учиться такие дети?

– В нашем городе множество школ, которые дают прекрасное образование. У нас работают специализированные школы с углубленным изучением тех или иных предметов, гимназии, лицеи, так что талантам есть где раскрыться. Но начать я бы хотел с того, что сегодня в учреждения образования пришли новые образовательные стандарты. Конечно, в том или ином виде они существовали и раньше, и веха, к которой нужно стремиться, получая знания, всегда была четко обозначена. Но сегодня изменился сам подход к преподаванию дисциплин. Он учитывает множество факторов. Вы же понимаете, что все дети очень разные, кто­то схватывает быстрее новый материал, с кем­то надо поработать дольше. В прежние времена учитель обращал больше внимания на последних и на тех, кто не успевал усвоить необходимый материал в срок. Сегодня педагог может уделить внимание не только отстающим детям, но и одаренным. Их он вполне способен загрузить нестандартными заданиями…

– А может быть, целесообразнее учить таких детей в отдельных школах?

– Нет, это не совсем правильно, ведь они живут в нашем обществе, им надо понимать его реалии, а создавать талантливым ребятам какие­то особые тепличные условия, на мой взгляд, просто вредно. Другое дело, что им надо дать возможность через дистанционное обучение получить консультации ведущих преподавателей вузов. Таких детей надо шире привлекать к участию в предметных олимпиадах и конкурсах.

Однако слово «талант» – это ведь не только оценка научных способностей. Мы говорим о том же краснодеревщике, что он талантлив! А разве портной или дизайнер, которым нужен отличный вкус, чтобы достичь вершин своей профессии, не талантливы? К сожалению, эти профессиональные навыки пока школа развивать не всегда может.

– Сколько же у нас в Ярославле действительно талантливых детей?

– Есть данные статистики, они свидетельствуют, что к этой категории можно отнести каждого десятого ребенка.

– Согласитесь, Андрей Викторович, все родители хотят видеть своего ребенка не только умным, но и прежде всего здоровым. Сегодня существует множество здоровьесберегающих технологий. Какие из них будут внедряться в наших ярославских школах?

– Да дело скорее всего не в каких­то особых технологиях, дело в системе. И дети, и их родители, и учителя должны понять: здоровье – это главная жизненная ценность. Ведь если человек будет заботиться о собственном здоровье, то и жизнь его будет успешной. И еще: никакие здоровьесберегающие технологии не помогут тому, кто сам не хочет собой заниматься. А ведь и надо­то совсем немного: соблюдать режим дня, правильно питаться и заниматься физкультурой. И личный пример взрослых в этом вопросе очень важен. Если мама с папой говорят правильные слова о том, что надо заниматься спортом, но при этом не встают по выходным с дивана, ребенок тоже предпочтет «зависнуть» у компьютера, а не пробежаться на лыжах. Так что от слов всем нам надо в этом вопросе перейти к делу, а за нами и дети потянутся.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать