21:32 Пятница, 7 Августа 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Мультипликатор из сельхозакадемии

21 Апреля 2010
Алена Тихомирова – педагог дополнительного образования центра анимационного творчества «Перспектива». Девушка заведует съемочным процессом, преподает детям комиксоведение. А еще она учредила Клуб японского кино.6 минут – это 2 годаСегодня Алена – автор шести мультфильмов, и все ее работы в какой­-то степени стилизованы под японское аниме. В ее первом мультфильме глаза героев были просто огромными. Со временем художница стала уменьшать их, так как выяснилось, что суровое конкурсное жюри, оценивающее нарисованное кино, совершенно не воспринимает японскую мультипликацию. Более того, многие ее просто ненавидят, оттого и «дробят» все отосланные на конкурс аниме­работы. Аналогична ситуация и во ВГИКе. Если дети хотят учиться в этом заведении, если они талантливы, но рисуют не так, как практиковали в СССР, их выгоняют. Многие студенты вынуждены скрывать свою любовь к аниме. Но иногда чудеса случаются.

– На анимационном фестивале в Новосибирске мой второй фильм отметили особым образом – за работу дали два золотистых пера жар­птицы. Я этот мультик рисовала на пару с одной девочкой. У моего персонажа глаза были, по меркам японского аниме, среднего размера, а вот у того персонажа, что рисовала моя подруга, они казались просто огромными. Хорошо, что лица героев мы почти не давали в кадр, потому жюри и обратило больше внимания на технику прорисовки: смесь перекладки и живописи красками по стеклу, как у Александра Петрова.

На создание одного мультфильма может уйти неделя, но можно провозиться и три года. Рисованный видеоклип, наложенный на композицию одного японского музыкального коллектива, Алена творила несколько месяцев. У музыкантов случился концерт в Москве, где девушка и постаралась вручить работу кумирам. Пошла двумя путями: передала видео через помощника организатора концертов, а копию прямо на сцене в руки музыкантам сунула. Правда, как отнеслись рокеры с островов к презенту, до сих пор неизвестно.

Свою последнюю работу Алена рисует уже два года. Готов мультфильм лишь наполовину – это примерно 6 – 7 минут экранного времени. Очень уж серьезно подошла автор к его созданию. О чем он? О судьбе двух девочек, которые в первых кадрах еще совсем крохи, лет пяти. Сюжет совсем не классический – не про то, как девчата мальчика не поделили. Это история о том, как девичью дружбу разрушила атомная бомба. После взрыва одну из подруг завалило битым камнем рухнувшей стены, а уцелевшая девочка попыталась ей помочь. Судя по задумке автора, безрезультатно. Это история о трагедии Хиросимы. Мультфильм Алена планирует дорисовать этим летом, сразу после того как получит диплом и окончит сельхозакадемию.

Постаревший мальчик

Увлечение аниме пришло к Алене в детстве: будучи еще совсем крошкой, она посмотрела культовый мультфильм «Могила светлячков» – автобиографическую рисованную повесть о приключениях детей в пейзажах все той же Хиросимы.
Но, как говорит сама девушка, на создание последнего мультфильма ее вдохновила вовсе не эта работа, а вполне конкретный человек. Пришло вдохновение весной 2008 года.

– В Ярославль приезжал пожилой мужчина, которого звали Мурата­сан. Когда ему было 5 лет, он жил в Хиросиме и в полной мере прочувствовал на себе силу взрыва. До того как города не стало, у него была большая семья – 7 человек. А уцелели только он сам, отец и старшая сестра. Те родственники, которые оказались в эпицентре взрыва, погибли. А вот маленькому Мурате повезло, хотя он тоже находился достаточно близко от места падения бомбы.

Не один год постаревший мальчик ездил по миру и, выступая против атомного оружия, рассказывал трагедию своей жизни школьникам, студентам и всем тем, кто находил тему его бесед интересной. Японец вспоминал семью, рассказывал, кто где находился в момент взрыва и что с ними стало, показывал фото и видео, в том числе запрещенное для показа по телевидению: кадры с облученными – зрелище не для слабонервных.

– Мне больше всего запомнилась история девочки, которая пыталась сделать тысячу журавликов – у японцев есть поверье, что если сделаешь положенное число журавликов, то любое желание сбудется, – вспоминает Алена. – Девочка успела сделать чуть больше половины.

Тогда, два года назад, с легкой руки Мурата­сана традицию делать бумажных журавликов и загадывать желания переняли и дети из «Перспективы». А Мурата­сан продолжил свое путешествие, отправившись в Канаду.

Подарила сердце и стала куклой

Свою судьбу Алена связала с «Перспективой», когда училась в 9­-м классе.

– Только-­только начался 2000 год, – говорит девушка. – Мы въехали в здание бывшего детского сада. Тем не менее ребят, желающих рисовать мультики, пришло так много, что я думала, меня не возьмут. Но я все равно встретилась с директором, а он по­доброму улыбнулся и без проблем меня принял.

Первое время дети учились в смешанных классах: с 14-­летней Аленой обучался шестилетний мальчуган, которого девушка запомнила по огромным очкам. Но так как ребята воспринимали получаемую информацию по­разному, через полгода пришлось разделить учеников по возрасту. Общие теоретические занятия проходили по воскресеньям, а всю рабочую неделю осуществлялась работа в мастерских анимации и кино, в мастерской комиксов.

Первое время Алену одолевали вполне распространенные в среде «перспективной» молодежи мечты: хотелось поступить во ВГИК, для чего в анимационном центре читают специальные лекции. Когда Алена поступала первый раз, отправленную по почте творческую работу со сценариями и раскадровкой потеряли. Поступала второй раз – не хватило баллов. Зато на третий раз прошла, но вдруг усомнилась: стоит ли овчинка выделки? Как считает автор «Горы самоцветов» Александр Татарский, во ВГИКе убивают индивидуальность, и именно поэтому художников он предпочитает брать откуда только можно, но не из ВГИКа: вгиковская ребятня, по его словам, только для рисованной рекламы годна.
Сегодня Алена и без ВГИКа может преподавать детям теорию анимации.

Ее ученица Настя представила на городской фестиваль комиксов рисованную синей и желтой красками историю о первой любви. По сюжету героиня подарила свое сердце возлюбленному и стала куклой. Автор комикса сказала, что ее работа – подарок одному знакомому мальчику.

Но не все детские идеи находят свое воплощение на бумаге.

– Однажды ко мне прибежали две ученицы и сказали, что собираются снять двухчасовой мультфильм, стали идею рассказывать, сценарий показали. Пришлось девочек разочаровать – на самом деле мультфильм в несколько минут можно годами снимать, а тут два часа захотели сделать, – говорит Алена. – В конце концов каждая сосредоточилась на одной маленькой идее. Если ребенок не знает, что именно рисовать, мы ему всегда подскажем, но сценарием, персонажами, раскадровкой они уже занимаются сами.

За аниме без пива!

Несмотря на то что Алена испытывает особую любовь ко всему японскому, детей она учит не только тому, как рисовать большеглазую мангу, рассказывает им и о других техниках. А в каком стиле работать, зависит уже от самого ребенка.

– Не важно, сколько пальцев на руке человека будет рисовать малыш – все пять или, как любят американцы, четыре, – говорит Алена. – Я приветствую, когда ребята в своих комиксах рисуют сценки и дают интересные ракурсы. А еще приходится следить за тем, чтобы не рисовали кровь и ужасы. А то иногда, когда молодежь ко мне только приходит, такие кошмары всплывают: убитые люди и так далее. Мультфильмы должны быть добрыми, должны чему­то учить ребенка – как это делают образцы хорошей японской мультипликации.

Клуб японского кино, который ведет Алена, существует не только для того, чтобы устраивать киносеансы, но и чтобы знакомить детишек с более чем увлекательной японской культурой, их традициями, фольклором. Случается так, что детишки разыгрывают друг перед другом сценки на японскую тематику и поют на незнакомом языке песни.

– На ярославские фестивали аниме я не хожу, – говорит Алена. – Посетила пару таких аниме­вечеринок и поняла, что не мое это. Иногда там пиво пьют, болтают непонятно о чем. Вот московские аниме­фестивали – совсем другое дело. На них организовывают встречи с режиссерами японской анимации, качественные фильмы крутят. От пива они держатся в стороне.

Автор: Владислав КУКРЕШ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами г. Ярославль.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Опрос

Пришлось ли вам корректировать планы на отпуск из-за эпидемии коронавируса?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама