22:50
воскресенье,
8 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 ноября 2007

Хорошо ли нам в Болонье?

Пять лет прошло с тех пор, как Россия впервые подписала Болонскую декларацию, а дискуссии по поводу необходимости такого шага идут в образовательной среде до сих пор. Даже в Европе болонский процесс вряд ли будет всеобщим, да и у нас не все вузы спешат вступить в общее европейское образовательное пространство. Дебаты по этому поводу прошли недавно и в Ярославле, на международной конференции по реализации Болонских соглашений, организаторами которой выступили Российский университет дружбы народов (РУДН), МЭСИ, МУБиНТ и университет немецкого города Билефельда.                    

Недавно Госдума приняла закон о создании двухуровневой системы высшего образования. Этот закон еще больше приближает наши вузы к единой образовательной системе Евросоюза. В скором времени, как ожидается, Дума примет еще ряд законодательных актов, которые также будут способствовать дальнейшему сближению двух систем. Однако до сих пор многие уверены в том, что, влившись в европейское образовательное пространство, Россия полностью откажется от национальной системы образования. А значит, большинство выпускников наших вузов со временем пополнят ряды европейских специалистов. По словам президента МЭСИ Владимира Тихомирова, высказавшего на конференции свое мнение, этот процесс идет и сейчас, но вступление России в болонский процесс только усугубит дело и лишит нашу страну самых лучших специалистов.


       – Цель, которую ставят перед собой европейцы, понятны. Они хотят привлечь в Европу как можно больше молодых кадров, которых там катастрофически не хватает, для успешной конкуренции с американской экономикой, – считает Владимир Тихомиров. – Но какова цель нашего участия в болонском процессе? Получается, что мы будем обогащать Европу нашими кадрами, вместо того чтобы создавать ей конкуренцию своей системой образования. Наши выпускники, уехав из страны, вряд ли вернутся обратно. А поедут ли к нам учиться и работать французские или австрийские студенты?


       Кроме того, по мнению Владимира Тихомирова, экономику европейцы традиционно ставят на первое место. Это их цель и смысл жизни. Образование и культура всегда занимали в Европе второе место и считаются всего лишь средством для лучшего функционирования экономики. У нас в России все наоборот: образование и культура – это цель, а экономика – это только средство. Болонские соглашения нарушают эту исторически сложившуюся систему приоритетов.


       Однако есть и положительные оценки вступления России в болонский процесс. По словам первого проректора РУДН Александра Ефремова, Болонские соглашения дают студентам много новых возможностей, на какие наша система образования в силу своей консервативности не способна. Например, гибкий индивидуальный график учебы. Или возможность прослушать какой-то курс в другом вузе. Наконец, по мнению многих вузовских преподавателей, балльно-учетная система, когда студент набирает баллы по предмету в течение семестра, объективнее оценочной шкалы и позволяет более реально оценивать знания студента.


       Вообще, положения Болонских соглашений до сих пор не совсем понятны нашим преподавателям, и каждый их трактует по-своему. Некоторые специалисты считают, что они внесут лишь формальные изменения в учебный процесс. Например, медицинские вузы в нашей стране, по мнению таких преподавателей, уже готовят специалистов на основе двухуровневой системы. Просто теперь врачи, получившие общее медицинское образование, будут называться бакалаврами. А ординатура – это и есть, по-европейски, магистратура. Оппоненты возражают: ординатура – это специализация, а не магистратура. По их мнению, двухступенчатая система подходит только для университетского образования. Обучение таким сложным специальностям, как медицинская или техническая, должно остаться непрерывным. И более того, в этих вузах должны сохраниться экзамены. Ведь плохо подготовленный врач или инженер, особенно в наукоемких отраслях, слишком дорого обходится обществу.


       Так что сейчас одновременно набирают силу два процесса – все более глубокое проникновение российских вузов в европейское образовательное сообщество и жаркие дискуссии на тему: во имя чего мы ломаем свою систему образования?

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать