23:09
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 декабря 2006

Легко ли быть добрым?

       2006 год  в России был объявлен  Годом  благотворительности.  Согласно результатам исследования, проведенного социологами  ВЦИОМ,  россияне категорически  не желают заниматься благотворительностью.        
А надо ли заниматься благотворительностью? И надо ли благотворительность развивать и поддерживать на уровне как целого государства, так и отдельно взятого человека? Задавшись целью выяснить, как же обстоят дела с благотворительностью в Ярославле и есть ли вообще благотворительность в нашем городе, я обзвонила ряд банков и крупных предприятий, а также несколько общественных фондов и организаций, которые по роду своей деятельности имеют отношение к благотворительности. И что же? Лишь в одном были единодушны отвечающие: благотворительность в Ярославле есть, а в остальном мнения были диаметрально противоположными. Так, одни убеждены, что благотворительность - это показатель развитости общества и конкретного человека, критерий нравственности и духовности. Другие убеждены, что благотворительность развращает и наше общество к ней пока не готово. Давайте попробуем разобраться.

Благотворительность или спонсорство?

Начнем с того, что благотворительность, как выяснилось, все понимают по-разному. Если буквально, то это значит творить благо, то есть добро. Когда же у нас в обществе говорят о благотворительности, то чаще всего имеют в виду конкретную помощь бизнес-структур, банков, предприятий или отдельных олигархов конкретным детским домам, домам престарелых или конкретному ребенку на операцию. Может, конечно, этими благотворителями и двигают искренние чувства, но они все отчитываются за эту помощь, потому как чаще всего она идет из прибыли предприятия. А если даже не отчитываются перед вышестоящим начальством, то обязательно при случае хвастаются ею и перед коллегами, и перед обществом. То есть чаще всего в нашем обществе благотворительность используется для того, чтобы заработать определенные очки, создать привлекательный имидж банка или предприятия, то есть с целью пиара.

Как говорит психолог, генеральный директор агентства «Яр-PRoфи» Надежда Кряжева, надо различать понятия «спонсорство» и «благотворительность», а у нас очень часто идет их подмена. Спонсорство - это действительно вложение денег во что-то или в кого-то в надежде эти деньги окупить, пусть и не в материальном эквиваленте. Чаще всего спонсорство оказывается с целью «громко прозвучать» и заработать определенные очки в обществе. Например, спонсор спортивной команды, фестиваля, танцевальной пары и так далее. Благотворительность же предполагает безвозмездное, бескорыстное, а главное - тайное благодеяние. Так, может, все-таки ярославцы по большей части занимаются спонсорством, а вовсе не благотворительностью?

Спрашиваю у одного управляющего солидного банка, занимаются ли они благотворительностью. Конечно, отвечает, и очень много. И управляющий начинает рассказывать, что в конце года они сдают в Москву два солидных отчета - по основной деятельности банка и по оказанной благотворительности.

Самим на жизнь не хватает

Кто-то из читателей скажет, что, слава Богу, хоть так-то помогают, с отчетами. Тоже верно. Но благотворительность, это ведь движение души, потребность духовной сущности. Вы часто подаете нищим на улице? Вот еще, скажет кто-то из читателей, самим на жизнь не хватает. А кто-то подает нищим очень часто, пусть немного, копейки, но пройти мимо не может. Того, что просить милостыню на улице может быть доходным бизнесом, касаться не будем, это другая тема. Если верить опросам социологов, то 44% россиян сегодня не готовы подать нуждающимся. А ведь помощь ближнему и нищему когда-то была неотъемлемой частью российского менталитета.

Некоторые предприниматели, в основном представители среднего и малого бизнеса, на просьбу того или иного общественного фонда оказать помощь, совершенно не стесняясь, отвечают, что еще не настолько богаты, чтобы заниматься благотворительностью. И начинают делиться своим бизнес-планом: сначала мы откроем дополнительный офис, потом сделаем в старом ремонт, потом поменяем машины, а уж тогда и о благотворительности подумаем. Но, как вы понимаете, такой тип людей никогда не будет никому помогать, потому что денег на самом деле всегда и всем не хватает. И, кстати, чем больше денег, тем больше их и не хватает, потому что и запросы другие. В одной фирме мне рассказали, что помогли молодой женщине, которая родила ребеночка одна, без мужа, и никого у нее в нашем городе нет. Причем они женщину эту не знают, это лишь знакомая одной сотрудницы. Она им рассказала ее печальную историю, они скинулись, кто сколько смог и пять тысяч рублей ей передали. Я, правда, скептически заметила: на эту сумму не разбежишься при ценах на детское. Они слегка обиделись: сколько смогли, зато без всяких отчетов отдали свои личные деньги. А решающую роль сыграло то, что коллектив в этой фирме женский и все сотрудницы - сами матери. И вот это, на мой взгляд, уже благотворительность.

Движение души или потребность пиара?

Как справедливо заметила уже упоминавшаяся психолог Надежда Кряжева, благотворительность не решает социальных проблем, она способна лишь смягчить некоторые последствия этих социальных проблем. И на самом деле, кто нуждается в помощи в первую очередь? Дети в детских домах и интернатах, старики, оставшиеся одинокими, инвалиды и просто больные люди, не способные сами заработать себе на жизнь. Но ведь не секрет, что именно на эту группу людей в предвыборные кампании обрушивается поток благоденствия. Стыдно бывает, когда кандидат сначала привезет в детский дом сладости и игрушки, а потом просит детей сказать в камеру, какой он хороший дядя. Да еще и крутят этот ролик каждый вечер. Это уже не благотворительность, а позор нации. На Западе и в Америке, куда мы и так часто любим поглядывать, для крупных компаний благотворительность - занятие вполне естественное и не подлежащее лишней огласке. Бизнесмены, воспитанные в католических и протестантских традициях, крайне редко афишируют свою помощь, считая ее весьма сомнительным пиар-поводом.

У нас тоже есть верующие бизнесмены, и вот они благотворительностью занимаются тоже без лишней помпезности. Точнее сказать, вообще предпочитают о ней помалкивать. Может, еще и потому, что в первые годы становления рыночных отношений у нас обществе сложился такой стереотип: богатый, и церкви помогает?! Значит, грехи замаливает.
Непопулярность благотворительности у нас в стране объясняется еще и объективными причинами. Во-первых, это мошенничество. В 90-е годы словосочетание «благотворительный фонд» было едва ли не синонимом слову «мошенничество». На самом деле, как часто приходилось слышать о том, что собирали деньги на операцию несуществующему ребенку. Или собрали деньги существующему дому престарелых, но собранные деньги исчезли в неизвестном направлении и так далее.

Второй момент, на который ссылаются бизнесмены, принципиально не занимающиеся благотворительностью, это отсутствие какой-либо законодательной базы в сфере благотворительности. Несколько раз правительство рассматривало возможность внесения в Налоговый кодекс определенных налоговых льгот для благотворителей, но вопрос так и не был до конца решен. И правильно, наверное. С одной стороны, есть опасение новой волны мошенничества со стороны тех же предпринимателей в связи с налоговыми льготами - русский народ весьма изобретателен на сей счет! С другой стороны, какая же это благотворительность - я помог ребенку, поэтому налоги платить не буду? А как же другие дети, которые содержатся в тех же детских садах за счет бюджетных средств?!

Должны ли богатые помогать бедным?

Еще в 2003 году в Ярославле в рамках одного проекта, направленного на развитие социальной ответственности бизнеса, ярославские школьники писали сочинение, в котором пытались ответить на вопрос, должны ли богатые помогать бедным. И один мальчик написал, что не должны, иначе бедные не будут стремиться зарабатывать столько денег, чтобы стать богатыми. Малыш, должно быть, сильно просвещенный. Но, заинтересовавшись детским восприятием этой проблемы, я сама решила детям от 12 до 14 лет задать этот вопрос. Подавляющее большинство - речь, правда, идет о детях из нормальных, благополучных семей - ответили однозначно: не должны. И объясняли в основном так: а не должны быть все равными! Сначала я была обескуражена такой жестокостью поколения «next», а потом поняла, в чем дело. Это мы воспитаны на пионерах-героях, на идее равенства и социальной справедливости, лозунгах первомайской демонстрации. А поколение 15-летних и младше родилось уже в рыночном обществе! И смотрели они совсем другие фильмы, и герои у них были другие. Так что идея равенства и братства им не очень понятна. Чему же удивляться?
Многие серьезные бизнесмены и крупные банкиры на мой вопрос о благотворительности говорили, что не хотят плодить лодырей и тунеядцев. Одно дело, когда человек болен и деньги нужны на операцию. Совсем другое, когда приходит взрослый дядя в банк и говорит, что у него есть замечательная идея и ему нужны деньги, чтобы свой проект реализовать. Тогда он разбогатеет и прославится. Так ты сначала заработай на этот проект, а потом его уже реализуй, отвечают ему. Он уходит обиженный и уверенный, что все богатые злые и жадные.

В ходе своих опросов я услышала и вовсе крайнюю точку зрения: благотворительность развращает и бедных, и богатых. Бедных она развращает потому, что приучает ждать подачек, а богатых потому, что они начинают чувствовать свое превосходство. Но это лишь один взгляд, а ведь каждый имеет право на свою точку зрения, так же как и на свою благотворительность.
Автор: Ирина ВАГАНОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать